Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика25 декабря 2011 9:50

Лесоповал в глазах

Главная печаль репортеров, работающих на этих митингах – как остаться журналистами, как быть над схваткой, как не НАВАЛиться на баррикаду…

Второй день за много лет мне нравилось в метро. Люди улыбались. Им тесно, они толкаются и извиняются. И улыбаются. Вот они выходят и потоком по грязи текут к площади. Они все еще улыбаются. Их много. Путь официальные каналы назовут цифру 25 тысяч, а организаторы - 120. Всё равно. Их много.

Вот преподаватель университета, он хочет разумной реформы в образовании. Он написал об этом на ватмане фломастером. С ним пришли его студенты. На их плакатах: «Экономите на образовании – разоритесь на тюрьмах». И это вовсе не о политзаключенных.

«Я устал работать со слезами по решениям, которые принимают люди, не знающие ничего о нашей работе, о нашей жизни. И они не знают о последствиях, к которым их решения приведут. А то знаю. Я вижу этих детей, и что из них вырастает каждый день. Поэтому пришел», - так объяснял свое присутствие на митинге преподаватель истории одного из московских вузов. Что-то подобное говорила и врач поликлиники, и мать троих детей…

А вот люди с лозунгом «Верю только Чаку Норису». Имеют право. Но они пришли.

Честно, я не верила, что придет столько. Логика должна была победить: корпоративы, у кого-то начались новогодние каникулы, елки, катки, пьянки, разводы. свадьбы. Но они все пришли. И это было удивительно.

Второе, и главное, что меня поразило, так это их избирательность. Люди настолько разошлись, что выбирали выступающих со сцены, их слова, как блюда в ресторане из меню. Вот один закончил свою речь неистовым криком «Аминь», и его не поняли. Не поняли, причем здесь «Аминь», и сказали об этом. Вышли депутаты, и им не дали говорить. Людям не нужны были речи тех, кто, по и понятиям, должен был сдать мандат, а уже потом забираться на сцену. И, что интересно, предпочтения пришедших не могли предугадать ни организаторы, ни выступающие. Людей, оказывается, так давно не слушали, причем даже они сами, что нужно знакомиться заново. Что уж говорить о власти.

Фото: REUTERS

Оказалось, что «пипл не хавает». Удивительно. Вот до 10 декабря всё хавали, а тут начали выбирать. Говорить «фу», «фи», и даже «фак». И это было удивительно.

Они освистали Ксению Собчак. Мне кажется, незаслуженно (это мое мнение). Но они не захотели есть это блюдо. И сказали об этом. Они рукоплескали Навальному. Он говорил зажигательно и местами ввинчивал ироничные образы. Но они его слушали, а не скандировали каждое его слово. И было то, что им в его подаче не нравилось.

Они были недоверчивы. По-подростковому так недоверчивы. Уже разочаровавшись, они хотели чего-то большего для того, чтобы еще раз поверить. Хотя, на самом деле, не важно было, что говорили со сцены. Важно то, что люди пришли слушать не лидеров, которых нет. Они уже поняли, что способны на законный мирный протест, что способны не только потреблять, а обсуждать, решать и выбирать.

Эйфория – это слово слышалось чаще, чем «навальный». У людей была эйфория на Болотной, и сюда они с ней пришли - с чувством, что они не одни, что их много, что они могут и должны участвовать в решениях, которые определяют их жизни.

Скептиков много, возможно, так же много как и собравшихся на площадях. И есть комментарии: «Делать им больше нечего! Это ничего не исправит…. Все бесполезно…. А вы что, хотите вернуть 90-е?...».

Нет. Нет. Нет. И нет.

Собравшиеся - не маргиналы. Это не те, кому совсем нечего терять, но и не те, кто заработал столько, что теперь всего боится. Это лишь претенденты на средний класс.

Никто из здравомыслящих не хочет возвращения 90-х, и это, в принципе, невозможно. Хотя бы потому, что есть уже опыт, и есть Интернет.

Что будет дальше? Я не знаю. Никто не знает. Но не заметить этот митинг, - это, простите, не бревно в глазу, а целый лесоповал.