Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Boom metrics
Экономика5 января 2012 22:55

Бедные православные

Наше Рождество в сто раз дешевле католического

Экономику святого праздника подсчитывать, наверное, грех, но не считают же себя грешниками те, кто зарабатывает на нем! Вот мы и решили сопоставить наше, православное, Рождесво 7 января с католическим. Мы понимали, что ситуация заранее проигрышная. Но не настолько же. Рождественская индустрия России оказалась в сто раз дешевле таковой в США. Дед Мороз похитил у Иисуса все деньги.

КАЛЕНДАРНЫЕ ХЛОПОТЫ

Рождество 25 декабря празднуют примерно в ста странах мира. И не только католики, а все западные христиане - и лютеране, и баптисты. Водораздел прошел не столько по вере, сколько по календарю. Европа перешла на Григорианский календарь еще в XVI веке (некоторые страны позже), Россия - лишь в 1918 году, когда на Церковь вовсю шли гонения, поэтому она «красный» календарь не приняла как чуждый. Кстати, ввести европейскую эру предлагали еще Александру II, он созвал комиссию из академиков и князей, та констатировала большие убытки для экономики (за «выпавшие» дни не заплатят налогов, неразбериха в коммерческих платежах) и отсоветовала императору перенимать европейскую моду - дескать, общаемся же мы с мусульманами, которые живут по хиджре, и ничего, так и в сношениях с Европой нет никаких затруднений.

«Примерно» в ста странах - потому что в России, например, 6% населения отмечают этот праздник, а это же немало, где-то 7 млн. человек. Они не все католики или протестанты - кто-то замужем за иностранцем, живущим в России, кто-то отмечает праздник вместе с родственниками из Прибалтики (кстати, в Прибалтике обратная картина, там НЕ отмечают Рождество 25 декабря 11%). Эти цифры дают повод поговорить о тех, кто «свалил» из России. В 2001 году Рождество на 25 декабря считали своим 18% россиян. Отток случился в основном за счет этнических немцев. Уменьшилось число православных и в Прибалтике - молодежь выучивает немецкий с английским и рвет в «настоящую» Европу.

Традиционно для Запада Рождество - главный праздник, а Новый год - так, во многих странах 1 января даже не объявляют выходным. Поэтому все, что мы слышим о новогодних тратах иностранцев относится, строго говоря, к Рождеству. В России не так. Рождество стали отмечать в масштабах страны относительно недавно, оно - после Нового года, когда уже все подарки куплены, все съедено и выпито, и денег нет. Но тем интереснее сравнить экономику православного и католического праздников.

США: И БОНУСЫ ПОЛУЧИЛИ, И МОРДЫ НАБИЛИ

Кто не видел впечатляющих кадров: люди стоят у дверей магазинов задолго до открытия, потом врываются и, топча друг друга, сметают все с прилавков. Это распродажи - традиционное развлечение американцев и европейцев перед Рождеством. Цены падают на 30% в среднем. Правда, топовые бренды скидок не дают. Исключением стала Apple, в этом году пафосная компания впервые скостила цены на 10%. И несмотря на скидки, за несколько дней в кассах магазинов оказывается астрономическая сумма, в этом году - $465,6 млрд., подсчитало агентство Bloomberg. И не мудрено. При населении США в 309 млн. чел., число участников потребительской истерии (то есть попросту тех, кто покупает товары со скидкой - на подарки или себе) - 152 млн. Это больше, чем в прошлые годы (остальные американцы или слишком бедны для распродаж, или богаты и выше этого). Коли каждый третий житель страны заявится в магазин, будет давка, и в самом деле, недавно в Лос-Анжелесе в и без того супердешевом магазине Walmart случилась массовая драка, охрана применила слезоточивый газ.

Активисты движения «Захвати Wall-street» призывали бойкотировать распродажи, чтобы не обогащать капиталистов, но их, видимо, мало кто послушал. И вот почему. Бонусы - еще одно ключевое в США рождественское слово. В конце года сотрудники многих компаний получают даже не 13-ю зарплату, а некий процент от прибыли, причем для финансистов, страховщиков и прочего финансового планктона это главный заработок. Его и спешат потратить, тем более что в 2008-2009 годах бонусы из-за кризиса урезали или отменили, а сейчас все вернулось на круги своя. Если тебе на карман упало, скажем, $500 тыс., ты, конечно, задумаешься об ипотеке и новой машине, но уж несколько тысяч-то спустишь почти не отходя от кассы! В сумме финансисты США получили бонусов на $135 млрд. Это больше ВВП большинства стран Африки.

ЕВРОПА: ПОКАТАЙ МЕНЯ, МИЛЫЙ, НА ПОРШИКЕ

Европа скромнее Штатов, и дело тут не в бедности, а в культурных традициях. Я неплохо знаю Швейцарию, это протестантсткая в основном страна, и там считается неприличным кутить. На Рождество все очень скромно: да, скидки, да, чуть больше рекламы, в центре городов заливают большие катки, но и только. Идешь в рождественскую ночь по улице - если и орут где, так те же американские туристы. Одну такую из Алабамы при мне забирали в полицию, она кричала по-английски «ты не понимаешь моего языка, ты не знаешь моей страны, фак ю», но франкофонные полицаи в самом деле ничего не понимали.

Тем не менее именно швейцарцы вместе с жителями Ирландии, Люксембурга и Испании тратят на подарки перед Рождеством больше всех в Старом свете. И если испанцы щедры, то швейцарцы скаредны - просто они живут в одной из самых дорогих стран мира.

Средний испанец готов прогулять 668 евро (средний показатель для ЕС - 600 евро). Кризис подкосил и их. Самый популярный подарок сезона - поездка на дорогом Porsсhe. Вот тебе, дорогая ключи, у тебя есть час, катайся. Самыми экономными оказались греки (примерно 300 евро), что понятно, там кризис, и неожиданно богатые голландцы. Тут уж точно менталитет сказался. В Голландии гулянья никогда не любили. В Афинах отказываются от роскоши скрепя сердце, в этом году затраты на праздничное освещение муниципалитет греческой столицы сократил на 80%, город будет темным и унылым, и напомнит, наверное, зимний Симферополь или Севастополь.

Чехи сравнили себя с русскими, и оказалось, что они дарят вдвое более дорогие подарки, чем россияне (но в статье об этом в чешских СМИ почему-то нет ни одной цифры). Забавно, как именно тратят. Распродажи в Чехии начинаются аж в октябре. Люди покупают к Рождеству очень дорогие вещи (технику, машины), в основном в кредит, а заранее - чтобы, если вскроется дефект, успеть вернуть! Вот уж прагматизм так прагматизм.

Закончим наш европейский вояж визитом в окраинную Европу, в Латвию, где подавляющее большинство граждан потратят на подарки менее $100, и лишь 25% - от $100 до $200. Это, конечно, не от традиций, а от бедности.

В целом ЕС при населении в 500 млн. тратит на Рождество 300 млрд. евро, это меньше, чем в США, даже если не брать в расчет, что в Евросоюзе народу побольше. В наших выкладках мы не учли расходы муниципалитетов на гирлянды и елки - такой статистики просто никто не ведет.

РОССИЯ: КТО ПОКИНУЛ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

В сравнении с этими тратами россияне свое, православное Рождество 7 января деньгами не балуют. О причинах мы уже говорили. К 7 января народ уже устал от возлияний и готовится на работу. Подарки нашли своих хозяев неделей ранее. Казалось бы, 6 января кончается Рождественский пост, вот бы и почревоугодничать, да кто ж его соблюдает? Хотя он не так строг, рыбу можно, мясо, молоко и яйца нельзя. Согласно опросам, 88% россиян ни про какие ограничения и слышать не хотят. При том, что церковь каждый год распространяет пресс-релизы, напоминая о делании духовном и воздержании. Получается, что 12% граждан наедаются как раз к Рождеству. Если вспомнить, что в среднем мы тратим на новогодний стол 3 тыс. рублей, можно заключить, что православные говеют на 50 млрд. руб. А все-таки сумма не так мала!

Предположим, что строго православные, каковых, как мы уже поняли, среди нас 12%, и подарки делают не к Новому году, а к 7 января. Вспомнив, что в среднем россиянин собирается подарить сувениров на 7 тыс. руб, и приняв для простоты, что уровень дохода строго православных такой же, как у «мирян», получим цифру в 117 млрд. руб. Вот это по-нашему, еда и должна уступать первенство добрым делам, к числу которых, конечно же, принадлежат и подарки.

Вспомним наконец и о чисто церковных тратах. Экономику Русской православной церкви считали не раз, но все неудачно и отрывочно, потому что Церковь свои деньги светить не любит. Но вот такой простой, хотя и примерный расчет. Согласно последним опросам, рождественские службы посещает 2,3 млн. чел (всего). Большинство тратятся на свечу ценой в несколько рублей, но кое-кто заказывает поминовения и другие услуги, это дороже. Если принять, что в среднем человек оставляет в храме 100 руб., получим 230 млн. руб. Не так и много по сравнению с тратами на подарки и столы.

О ДОБРЫХ ДЕЛАХ ЗАБЫЛИ

В заключение несколько слов о благотворительности. В канун Рождества христиане по традиции делают добрые дела. В Британии примерно 2,3 млрд. фунтов достается сиротам и беднякам - англичане продают ненужные рождественские подарки (дарят-то лишь бы подарить, часто формально) на особых аукционах, вырученные средства поступают обездоленным. То же практически по всех западных странах. Скажем, в маленькой Швейцарии - около 70 млн. франков. Граждане США жертвуют тем, кто остался на обочине, 1,7% ВВП, страны вроде Канады и Австралии по 0,7% ВВП.

У нас считать в процентах от ВВП не получится, выйдет нуль с множеством нулей после запятой. Печально, но стал делать запрос в поисковой системе, набираю слова «россияне тратят на...» - «алкоголь», услужливо подсказывает машина (видимо, это самый популярный запрос). По рождественской благотворительности в России статистики нет. В 540 раз меньше, чем житель США - такова статистика суммарная. Если в США - $1 тыс. на душу населения, в России - $20. Попробуем перед Рождеством переломить эту печальную тенденцию! Все-таки рождественский миф, как его знает христианство - это не только стояние в храме и спасение собственной души, но и забота о тех, кому, может, и самую дешевую свечку купить не на что.

Цена Рождества Экономика дня рождения Иисуса у католиков и православных США - $465 млрд. ЕС - $400 млрд. Россия - $5 млрд.

Цена Рождества

Экономика дня рождения Иисуса у католиков и православных

США - $465 млрд.

ЕС - $400 млрд.

Россия - $5 млрд.