Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Колумнисты13 января 2012 15:00

Опыт "друзей": как в США дурачат избирателей

Некоторые наблюдения за удивительными манипуляциями на идущих в Америке первичных выборах кандидатов от Республиканской партии

Американская блогосфера кипит от возмущения – результаты выборов были фальсифицированы. Но местная пресса, крупные СМИ молчат об этом, будто набрали в рот воды. Молчит и мадам Клинтон. Впрочем, это не странно – фальсификация произошла в Соединенных Штатах, а не в России.

Жертвой стал член палаты представителей Рон Пол, один из ведущих кандидатов на пост президента от Республиканской партии, а местом преступления – штат Айова. Американские блогеры кричат об «украденных голосах», о фальсификациях, вывешивают протоколы и доказательства обмана.

Но их голоса не прорываются наружу. Один из “победителей”, Рик Санторум, сказал, что небольшая фальсификация – еще не конец света. Но – насколько можно судить по опросам избирателей – фальсификация была не маленькой.

По опросам, в день голосования твердо лидировал Рон Пол, на каждом заборе висел его постер, сотни и тысячи юзеров лайкали его в фейсбуке. Такого энтузиазма Америка не видела с победы Обамы. Но в результате подсчетов поданных голосов Рон откатился на третье место. Но давайте по порядку.

В Айове 3 января происходил кокус (индейское слово, как и томагавк) республиканцев – голосование сторонников партии, призванное определить предпочтения местных избирателей. Это самое первое из многих первичных голосований (праймериз). Не то, чтобы оно определяло последующий результат, но все же служит индикацией настроений. Так, вчистую проигравшие в Айове губернатор Техаса Рик Перри и конгрессмен от штата Миннесота Мишель Бахман решили сойти с дистанции и не участвовать в гонках.

Среди ведущих кандидатов были экс-губернатор штата Массачусетс мормон Митт Ромни и сенатор от Пенсильвании Рик Санторум, которые не вызывали восторга в народе. Ромни – профессиональный рейдер: как стало известно, он скупал попавшие в денежные трудности компании, закрывал заводы, выкидывал на улицу рабочих и перепродавал освободившиеся площади. Ромни обещал воевать с Ираном и приехать в первую очередь в Израиль в знак любви и солидарности.

Санторум – «это му...к по-латыни», сказал о нем сенатор Керри, и это определение вошло даже в словари уличного сленга. Он не просто сторонник войны с Ираном – Санторум поклялся истребить ислам. Ромни и Санторум – обычные республиканцы нового неоконского разлива.

Они поддерживали банки, а банки поддерживали их. Из совсем другого теста сделан Рон Пол, а поэтому лидеры республиканцев были полны решимости не дать ему победить. Это было не легко – Рон Пол очень популярен, особенно среди университетской молодежи, хотя ему 76 лет. Пол занимает особую нишу среди республиканцев – он против войн, которые ведет Америка за океаном.

Он был единственным конгрессменом, голосовавшим против нападения на Ирак, он был против войны в Афганистане, он стоит за выход Америки из НАТО, за ликвидацию американских военных баз за рубежом, и что хуже всего – он против банков и банкиров. Рон Пол был против массивных субсидий банкирам во время кризиса 2008 года. Сейчас он требует разобраться с ФРС – федеральной резервной системой, главным эмиссионным банком США, находящимся в частных руках.

Рон Пол требует провести государственный аудит ФРС, чего никогда не было. Пол один из очень немногих американских политиков, которые не боятся выступать против израильского лобби. Он обещал прекратить щедрые денежные субсидии Израилю в случае победы. Вдобавок, Рон Пол – против готовящегося нападения Израиля и США на Иран.

Партийные боссы требовали обеспечить провал «смутьяна». Они разрешили голосовать без удостоверений личности, то есть любой желающий мог проголосовать хоть двадцать раз, лишь бы остановить Рона Пола. Республиканский политолог Ди Ди Бенки рассказала с гордостью, что боссы предлагали щедрые взятки организаторам и местным и районным политикам, чтобы их избиратели голосовали за Ромни или Санторума – но только не за Пола: «Все партийные боссы Айовы стараются остановить Рона Пола.

Нельзя допустить, чтобы он получил первое место». Губернатор Айовы Терри Бранстад призвал – в случае победы Рона Пола, не обращать на него внимания и сосредоточиться на втором и третьем месте. А Рона Пола не упоминать, чтобы не позволить ему добиться хороших результатов в Нью-Гемпшире. «Если Рон Пол победит в Айове, - сказал Роджер Саймон, главный колумнист медиа-организации Политико – мы просто не будем об этом говорить».

Для борьбы с Роном использовались ложные данные опросов избирателей. Так, за день до голосования, на сайте Politico сообщалось, что Санторум занимает по опросам второе место c 21 процентом голосов, а Пол – третье место с 18 процентами.

Только через несколько часов сайт признал ошибку – Пол получал 22 процента, а Санторум – только 15. Но про ошибку не все знали – так многие не определившиеся избиратели были сбиты с толку. Для того, чтобы гарантировать нужный результат, место подсчета голосов содержалось в тайне.

Официальное объяснение – чтобы хакеры не добрались. Но вскоре выяснилось, что пропали результаты голосования сразу по двум округам. Это не помешало «смотрящему от республиканцев», Карлу Роуву, заявить, что в результате выборов Митт Ромни, любимец банкиров, получил на четырнадцать(!) голосов больше, чем Рик Санторум (из 122 тысяч голосовавших). Впрочем, позже Роув признал, что подлинных данных не было, но «была достигнута договоренность между Ромни и Санторумом».

Мнения Рона Пола об этой «договоренности» никто не спрашивал. Избиратели негодуют. Говорят о массовом подкупе, о больших взятках, о том, что партийные боссы перекупили голоса сторонников Перри и Бахманн, о том, что неоконы устроили “карусель” для многократного голосования. Вспоминают, что лидеры партии поклялись – Рон Пол не пройдет.

Однако сам Рон Пол отнесся к этому легко и призвал своих многочисленных приверженцев продолжать борьбу за другие штаты. В Нью-Гемпшире он занял прочное второе место, и надежда далеко не потеряна.

Стоит ли так расстраиваться – ведь фальсификации и обманы на выборах – такая же неизбежная черта капитализма, как безальтернативность при социализме, и западные политики прекрасно это понимают. Говоря словами Марк Твена, “если бы от выборов хоть что-то зависело, нам бы не позволили в них участвовать”.