Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды14 февраля 2012 6:36

Подъем с переворотом

Блестящий документальный фильм Андрея Грязева «Завтра» о жизни и подвигах членов радикальной арт-группировки «Война» украсил собой «Форум» Берлинского фестиваля
Логотип Берлинского кинофестиваля

Логотип Берлинского кинофестиваля

Знакомьтесь: Вор, Коза и Леня Е**нутый. Это те самые рассерженные молодые люди, что нарисовали на питерском мосту многометровый половой член, выразив таким образом свое критическое отношение ко всему устройству жизни в современной России. Члены радикальной арт-группировки «Война», вывернувшие наизнанку принятые в «приличном обществе» нормы и представления о прекрасном.

Люди недалекие и нечуткие назовут их хулиганами и вандалами, чинящими ущерб государственной собственности. Люди, знакомые с практикой социальных перформансов и сочувствующие нон-конформистским убеждениям персонажей картины Грязева, увидят в их небезопасной деятельности последовательное воплощение антибуржуазных художественных принципов и протестных настроений — тем более, что им подвержено сегодня все больше и больше представителей образованного и думающего «меньшинства».

Воровство еды в магазине для членов «Войны» — не просто асоциальное деяние, за которое могут отдать под суд, но художественный жест: его актуальность невозможно не оценить в стране, где воровство в особо крупных размерах возведено в норму, а в тюрьму отправляются стрелочники, укравшие банку консервированных огурцов.

Леня Е**нутый

Леня Е**нутый

Члены арт-группы осознанно выбрали себе незавидную судьбу жертв, «стрелочников», чтобы явить на всеобщее обозрение этот отвратительный и жестокий абсурд. Система, разумеется, отказывается признавать, что «политические высказывания, нарушение общественного порядка или порча имущества — побочные продукты профессиональной деятельности» коллектива современных художников и охотно подвергает их репрессиям и упекает в тюрьму.

Еще один противозаконный жест - срыв висящего высоко в воздухе баннера во славу Дня милиции. Срыв вывесок, разумеется, ничего не изменит — также, как, впрочем, и их замена — с милиции на полицию.

Благодаря следующей акции группа «Война» стала чемпионом блогосферы, о них даже заговорили официальные «Новости»: малыш Каспер, сын Вора и Козы, загонял мяч под машину милицейского патруля, после чего взрослые переворачивали ее вверх дном под девизом «Помог ребенку — помог стране».

Миллионы пользователей интернета прочитали смысл акции как призыв перевернуть с ног на голову всю систему. А может, наоборот, наконец поставить ее на ноги с головы?

12

12

В названии «Завтра», избранном режиссером Андреем Грязевым для этой на редкость своевременной, важной и сиюминутно, и впрок картины, отнюдь не сквозит уверенности в грядущих революционных победах. Напротив, фильм полон предощущения грозы: завтра будет только труднее. Разговор едва научившегося говорить, но, кажется, уже успевшего угодить в кутузку малыша Каспера с мамой Козой: «Папа?» - «Папа в тюрьме.» - «Леня?» - «Леня тоже в тюрьме»...

Мотив перевернутого мира, погрязшего в тотальной коррупции, с обезоруживающим простодушием, но и эффектно реализован в показанном в «Панораме» тайском жанровом фильме «Выстрел в голову» (Headshot) маститого Пен-Эка Ратанаруанга. Лирического героя этой упивающейся своей «стильностью» вещи — представителя редко встречающегося в природе (и еще реже — в кино) человеческого подвида «честный полицейский» - серьезно ранят в голову. После чего он начинает видеть мир перевернутым. И хотя ему не раз давали по заднице и прижигали свечой гениталии, даже переквалифицировавшись в наемного убийцу, он не в силах полностью изжить свои романтические иллюзии по отношению к людям и к жизни. За что неизбежно придется расплачиваться.

12

12