О том, каким святым нужно молиться о помощи в сложных жизненных ситуациях, в прямом эфире радио «Комсомольская правда» нам рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Георгий Рощин.
- Статистика беспощадна - в Москве и крупных городах России более 40 процентов женщин бесплодные, - комментирует ситуацию протоиерей Рощин. - Зачастую, именно отчаявшись, люди приходят в храм и обращаются к Высшей помощи. В храме в честь святителя Алексия службы идут перед иконами Божией Матери Федоровской и преподобного Симеона Мироточивого. Об избавлении от бесплодия молятся также и Симеону Богоприимцу. Он был тем человеком, который принимал на руки рожденного Христа, когда Богомладенца по закону принесли в храм. Также возносят молитвы святым праведным Иоакиму и Анне - родителям Пресвятой Девы Марии и святому пророку Захарию и праведной Елизавете, которые также очень долго были бесплодными. Они стали родителями в преклонном возрасте, их сын - Иоанн Креститель.
На самом деле вопрос - не к кому обращаться, а с каким сердцем. Потому что все чудеса совершаются Богом. А святые - посредники, которые, образно говоря, в духовной жизни могут за нас попросить у Всевышнего.
- То есть достаточно горячо просить, и чудо случится? Так рассуждают те, кто приходит на молебны?
- Кто-то действительно возлагает надежду только на Всевышнего. Говорит: «Все случится по Его воле». Кто-то более разумно подходит к этому вопросу и, помимо обращения к Богу, сам что-то предпринимает для того, чтобы в его жизни случилось чудо. Если говорить о рождении детей - идут к врачам.
- Чего нельзя просить у Бога и святых? Например, святая Матрона Московская говорила: просите благополучия, здоровья, радости, но только не денег...
Перед этими образами молятся бесплодные пары: икона Божией Матери (слева) и Симеона Богоприимца.
- Я думаю, просить можно все. Но не все можно получить. Не все то, о чем мы просим, действительно нам нужно. Господь лучше знает, что нам дать. Порой он откликается на наши молитвы не так, как мы этого ожидаем. Ведь молитва - не магическое действие: произнесли определенное заклинание, поставили 10 свечек, обошли три раза вокруг храма - и непременно Бог обязан сделать.
- А как сложилась традиция, что за помощью в определенных ситуациях принято обращаться к тому или иному святому или образу?
- Это не Церковь решает, к какому святому обращаться, все идет от народа. Пришел человек, помолился, произошло чудо в его жизни. Пришли еще 10 - 100 человек - и вновь чудо. И тут выясняется, что все молились об исцелении от пьянства. На самом деле молиться мы можем через святых с любыми просьбами, в любое время, на любом месте. Главное, искренне верить.
Святителя Спиридона (слева) просят о помощи в нужде. Святого целителя Пантелеймона просят об избавлении от болезней.
Кого просят о помощи
О благополучной беременности, родах и воспитании детей: молятся иконам Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитатель-ница» и «Воспитание».
Об удачном замужестве просят святителя Николая Чудотворца.
О примирении супругов - святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию.
В учении, сдаче экзаменов молятся иконе Божией Матери «Прибавление ума», бессребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану.
В нужде и разных житейских проблемах - святителю Спиридону Тримифунтскому.
Об избавлении от пьянства, наркомании, пристрастия к азартным играм молятся иконам «Взыскание погибших», «Споручница грешных».
Об избавлении от блуда просят святую преподобную Марию Египетскую.
В судебных делах и о заключенных - святую великомученицу Анастасию Узорешительницу.
В устройстве на работу - святого мученика Трифона.
О защите от чародеев и колдовства - святого священномученика Киприана и мученицу Иустиниу.
В унынии, печали и депрессии молятся иконе Божией Матери «Утоли моя печали», «Избавление от бед страждующих».
Александра Шморелля изобразили на иконе с белой розой в руке - как напоминание о его подпольной организации «Белая роза».
Немец, выступавший против Гитлера, стал православным святым
Александр Мюнхенский - так звучит имя нового святого в православной церкви. Теперь ему может молиться каждый, кто хочет отстоять свои политические взгляды или ищет защиты от гонений за правду. Потому как в жизни Александр Шморелль (его настоящее имя) сам был борцом.
Александр Шморелль родился в Оренбурге в немецкой семье. Еще ребенком его увезли в Германию, в Мюнхен. Но у мальчика была русская няня, и он всегда считал себя и русским, и немцем одновременно.
В 20 лет Александр пошел служить и стал участником немецкого вторжения в Польшу. Увиденное его ужаснуло. Домой он вернулся убежденным антифашистом и вместе с друзьями организовал подпольную организацию «Белая роза». В первых листовках, которые разбросали ребята, были слова: «Разве не стыдится сегодня своего правительства каждый честный немец?»
Александр Шморелль родился в Оренбурге в немецкой семье.
Разгромили «Белую розу» в феврале 1943 года. Завхоз университета, где активисты раскидывали листовки, заметил их и сдал гестапо. 13 июля Шморелля и его товарищей демонстративно казнили на гильотине. Спустя годы листовки «Белой розы», отлитые в металле, вмонтировали в мостовую перед Мюнхенским университетом...
Еще в 90-х Русская православная церковь за рубежом предложила причислить Александра Шморелля, принявшего мученическую смерть, к лику святых. Процесс канонизации занял почти 20 лет. Сначала кандидатуру должен был одобрить Священный Синод. Затем писался образ: на иконе Александра Мюнхенского иконописцы изобразили с белой розой в руках, символизирующей чистоту и невинность. Одновременно разрабатывалась молитва, которая адресуется этому святому. И вот в феврале этого года процесс канонизации завершился.
Галина КОВАЛЕНКО («КП» - Оренбург»).