Наряды советских див, которые в свое время потрясали миллионы наших женщин, можно увидеть на выставке в музее-заповеднике «Царицыно» «Мода за «железным занавесом». Историк моды Александр Васильев рачительно собрал предметы дамского обихода, относящиеся к периоду с 1920 по 1990 год. Посетители экспозиции увидят вещи из личных гардеробов Майи Плисецкой, Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Лидии Смирновой, Клары Лучко, Любови Орловой, Натальи Фатеевой, Татьяны Шмыги, Людмилы Гурченко и других звезд. Также можно будет увидеть костюмы, обувь, аксессуары, образцы советской парфюмерии, иллюстрации журналов мод и фотографии.
Александр Васильев рассказал нам историю нескольких платьев, представленных на выставке.
«Красная бомба» Клары Лучко
- Клара Степановна Лучко снималась со мной в 2004 году в программе «Дуновение века-2», которая была посвящена истории советской моды, - вспоминает Александр Васильев. - Клара Степановна рассказала, что у нее есть прекрасное платье, в котором она блистала на Каннском фестивале. О нем писали все европейские СМИ и окрестили его «красной бомбой». Когда я попросил подарить мне это платье в коллекцию, она сначала не хотела: «Сашенька, что вы! Я с того времени ничуть не поправилась и могу его носить».
После смерти актрисы я напомнил ее дочери Оксане, что Клара Степановна обещала мне это платье в коллекцию. Оксана отнеслась с большим пониманием и вынесла мне сразу восемь платьев со словами «Это мамины лучшие». В основном это платья девяностых годов.
Но настоящей страстью Клары Лучко всегда были шляпки, особенно соломенные.
Ей всегда хотелось быть дорого и нарядно одетой, и ее совсем не зря считали первой красавицей советского кино.
Клара Лучко в этом красном платье произвела фурор в Каннах. Ее даже прозвали «красной бомбой».
«Мечта поэта» от Любови Полищук
- Платье Любови Полищук было обнаружено совершенно случайно среди вороха других киноплатьев. Мы «опознали» его по кадру из фильма «12 стульев». В нем актриса - в роли «знойной женщины, мечты поэта» - танцевала с Остапом Бендером танго.
Платье сшили в конце семидесятых, это стилизация под моду 20-х годов, но не слишком удачная.
Говорят, Любовь Полищук не любила это платье из «12 стульев», потому что именно в нем получила травму спины, мучившую ее всю жизнь.
Кутюр от Плисецкой
- Все платья Майи Михайловны Плисецкой достались мне от самой балерины, - продолжает рассказ историк моды Васильев. - Она передала мне в разное время несколько туалетов. Платье «Радуга» (на фото), например, было подарено ей лично Пьером Карденом, поскольку одно время она была лицом марки Pierre Cardin во Франции. В моей коллекции есть еще два платья Плисецкой от Кардена и костюм Chanel, который Великая Мадемуазель подарила балерине после того, как та показала манекенщицам, как правильно ходить по подиуму.
Майе Плисецкой платье «Радуга» подарил сам Пьер Карден.
Контрасты от Гурченко
- Мы несколько раз встречались с Людмилой Марковной Гурченко. И она обещала, что обязательно передаст мне свои платья в коллекцию. Рассказывала, что дома у нее висят более современные, а на даче - раннего периода.
Через некоторое время после смерти актрисы я позвонил супругу Людмилы Марковны. Не могу сказать, что он с радостью согласился встретиться, но в итоге все-таки пригласил меня в их московскую квартиру на Патриарших прудах. Для своей коллекции я отобрал платьев пятнадцать. Вообще же, по моим подсчетам, в квартире Людмилы Гурченко хранятся где-то четыреста платьев и костюмов поздней эпохи. Это вещи периода 1995 - 2010 годов. Кроме любимого Людмилой Марковной Валентина Юдашкина, там есть Ralph Lauren, Armani, Versace, Dolce&Gabbana. Многие вещи актриса сама трансформировала. Ее любимой темой был контраст - цвета ткани рукава и самого изделия, например жакета. А так как она любила пышные рукава, то она пришивала их к приталенным силуэтам. Многие вещи, которые я видел, были собственноручно отделаны ею, например, была добавлена аппликация, кружевная нашивка или были переставлены пуговицы. На мой взгляд, это было уместно. Поскольку в кино главное - это крупный план, именно его Людмила Марковна всегда усиливала в своих нарядах.