Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья14 марта 2012 22:00

«Ворон - умная птица…»

Весну к нам приносят грачи. Но о близком приходе весны говорят те, кто с нами зимует

Первым об этом объявляет ночным криком филин. В начале марта начинают тоже ночные игры зайцы. Они прыгают друг через друга, носятся наперегонки, чтобы понравиться зайчихам. Днем с ума сходят синицы - рады приходу весны. А в хороший солнечный день над полем около леса токуют сороки. Они с высоты ныряют вниз, потом набирают опять высоту.

Остановившись посмотреть на игру черно-белых птиц, вдруг слышишь крик воронов. И видишь их далеко в небе. Летают, догоняют друг друга, исчезают в небе и появляются над самым лесом, чтобы опять подняться высоко вверх…

На Аляске увидел пожилого индейца: он любовался птицами. Взмахом руки пригласил и меня посмотреть игру воронов: «Весёлые птицы!» И добавил: «И очень умные…»

Ворон не часто встречается в наших краях. На Севере его видишь чаще. Тут ворон - любимая птица, сидит часто рядом с собаками, человека не опасается, заметил охотника с ружьем - летит вслед за ним, знает, что может рассчитывать на добычу. Охотник Севера никогда не поднимет на ворона ружье. Осенью почти все птицы улетают на юг, остаются с людьми только вороны. Для некоторых это почти священная птица. «Ворон создал Землю, небо, человека, животных… Помолись ворону».

На Аляске я записал занятную байку. Мальчик из племени атапасков, вернувшись из школы, поделился с отцом: «Учитель сказал, что люди произошли не от ворона - от обезьяны». Отец был строг: «Белые люди, возможно, произошли от обезьяны, а мы - от ворона».

В Подмосковье я более десяти лет наблюдаю за парой воронов. Гнездо их можно увидеть с опушки леса. Весной я вижу, как ворон приносит самке в гнездо еду. Потом еду надо носить матери и быстро растущим птенцам. Потом вся команда - старые и молодые - ищут еду. Её аккуратно «поставляет» птицефабрика, воронам остается только находить отбросы.

Иногда, замечаю, вороны исследуют остатки моего костра. Я всегда оставляю птицам лакомство - московскую сардельку. В бинокль хорошо видно, как делят угощение молодые едоки.

Дикарь.

Дикарь.

Осенью семейная компания распадается. Птицы начинают летать ­поодиночке и низко над лесом. Догадываюсь: перед снегом птицы ищут и находят места, где можно разжиться чем-нибудь съедобным. Иногда это павшая старая собака, другой раз клевали подбитого охотниками и ненайденного зайца, бывает, на стол ворона зимой попадёт крот, растерзанная лисой, и почему-то брошенная норка. Но чаще всего птицы слетаются на засыпанный снегом «цыплячий» могильник, дающий воронам не умереть с голода. На худой конец, можно залететь на край деревни. Вороны в отличие от сорок и ворон к деревне летят неохотно. Что можно сделать, если поклевать чего-нибудь нужно. Хорошо сказал мне о вороне пастух Василий из деревни Зимёнки: «Ворон - птица осведомлённая».

В Туркмении я сидел с фотокамерой в шалаше возле скотомогильника и ждал, когда птицы-стервятники начнут клевать отдавшего богу душу старого ишака. Но птицы, усевшись рядком, не начинали трапезу. Почему? Оказалось, клювы стервятников не брали старую задубленную кожу осла. Оказывается, ждали прилёта ворона. Он явился. И сразу принялся за дело - мощным клювом сделал «окно» в коже ишака, и начался пир…

В другой раз я видел на Аляске, как шесть воронов ждали, когда охотники разделают убитого овцебыка. Их доля - потроха. Близко крутилась еще и лиса, ей тоже хотелось свежего мяса. Но вороны образовали «стенку», чтобы не пустить к еде рыжую плутовку.

Быков на Аляску привезли из Канады и выпустили для поддержки аборигенов. Когда на быков охотились, весь остров знал, что будет пир для людей, лисиц, песцов и воронов. Вороны первые знали, куда лететь и занимать в очереди главное место…

Но самое интересное услышал я от индейца в селе Гуслея. Он рассказал, что охотиться на лосей ему помогает ворон. «Это как же?» - «Ворон живет рядом с моей хижиной. Когда я выхожу, чтобы отправиться на охоту, ворон знает свою задачу и летит от моей лодки вниз по реке и возвращается. Я немедля плыву вслед за вороном и без труда нахожу лося. Стреляю я хорошо, и не надо отыскивать место, где прячется лось. Поглядите, у моей хижины выставлены рога лосей, указанных мне вороном».

Душевный разговор.

Душевный разговор.

Признаться, я не поверил рассказу индейца. Но после Аляски я побывал на охоте с беркутом. Житель Шушенского Юрий Носков рассказал мне, как беркут наводит охотника на матёрого лисовина или косулю. А в книге канадского биолога прочитал: «Старые вороны помогают охотнику подойти к зверю».

Вороны живут по всему Северному полушарию Земли - живут в лесах, степях, горах, пустынях. Живут долго, но не «300 лет», а в пять-шесть раз меньше.

Одного старого ворона я встретил у моего друга в Алма-Ате Максима Дмитриевича Зверева. Вот что он мне рассказал. «Спешил на службу и вдруг вспомнил, что забыл на столе важную бумагу. Спешно возвращаюсь. Подхожу к дому и слышу, в доме кто-то есть. Самое главное, слышу, кто-то печатает на моей машинке. Воры? Но зачем им печатать? Но слышно: печатают! Слышно, как передвигают каретку. Распахиваю двери. И что я вижу? Перед машинкой сидит прилетевший из соседней комнаты мой старый друг ворон и «печатает». Машинки не касается - клювом изображает шум от «печатанья». Я опустился на стул и начал смеяться. А ворон, забыв о «печатанье», тоже начал «смеяться»…

Я ворона-затейника постарался сфотографировать. Вот он на снимке - пытается завладеть резиновым мячиком, который держит внук Максима Дмитриевича.

Еще одна забава была у этого ворона - любил похищать и прятал замочные ключи. Хозяин дома ласково гладил черные с синевой перья ворона, и птица летела к месту, где ключи были спрятаны.

Максим Дмитриевич был долгожителем - ушел на третий день после столетнего юбилея. Любимец его не находил себе места - искал хозяина по всем комнатам, в саду, во дворе. Считают, умер ворон от печали, от того, что дорогой человек не появляется…