Звезды20 марта 2012 2:00

Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: «Хочу переселить наконец картины из коммуналок в заслуженные квартиры»

Сегодня бессменному директору Музея изобразительных искусств им. Пушкина исполняется 90 лет.Она по-прежнему на посту - и накануне юбилея представила новый проект...

Тут даже не поймешь, что круче - ее девять десятков или полвека во главе одного из лучших музеев Европы. Иногда ее спрашивают, многим ли ей пришлось пожертвовать в жизни ради своего дела? «Личное и рабочее у меня давно уже сплелись, - отвечает она. - И про жертвы не припомню. Не забывайте, до того как стать директором, я 16 лет работала в музее - водила экскурсии, делала выставки. Причем прежде не занимала ни одной административной должности. А теперь богатый опыт помогает принимать новые решения...

- Новые решения, Ирина Александровна, такие вот неподъемные проекты, как строительство целого музейного квартала, требуют нескольких вагонов терпения...

- А может, и наоборот. Один из моих главных недостатков - отсутствие терпения. К сожалению. Но иногда это же и к лучшему...

- Музей - один из главных в стране, успешен и без того, зачем вам эта затея с его беспрецедентным переустройством?

- 31 мая мы отмечаем 100-летие музея, он был открыт для публики в 1912 году. А сама идея строительства «музейского городка» возникла за 14 лет до того - Иван Владимирович Цветаев, отец-основатель, писал об этом в своих дневниках. Тогда он говорил, что этот комплекс будет включать в себя ряд одно- и двухэтажных домов, которые расположены вдоль переулков недалеко друг от друга... И наш новый проект - это 14 зданий и почти 30 построек. Большой квартал вокруг музея. Это не только музейный городок, но и архитектурный.

Ирина Антонова и Михаил Жванецкий на приеме «в греческом зале, в греческом зале» ГМИИ.

Ирина Антонова и Михаил Жванецкий на приеме «в греческом зале, в греческом зале» ГМИИ.

- Почему к проекту привлекли именно Нормана Фостера - маститого архитектора?

- Удивительно, но Фостер, привыкший быть дирижером, выступил у нас почти в роли второй скрипки. То есть он создавал не ключевые строения, а второстепенные - но как! Посмотрите, как он облагородил Британский музей, Вашингтонский, Бостонский, - там существенно повысилась посещаемость. А он и там, казалось бы, сконструировал вторичные постройки. Норман - мастер вписывать архитектуру в существующий контекст.

- Но борцы за сохранение исторического облика города беспокоятся: не нарушит ли строительство чего-нибудь?

- Поймите, мы же ничего не разрушаем. Современный город имеет право на развитие. Вспомните центр Помпиду - сверхсовременная архитектура в самом старом районе Парижа - Марэ. Построили, и замечательно. Мы же, по сути, хотим из коммуналок переселить картины в хорошие квартиры, в которых они должны по праву жить...

КСТАТИ

Любопытные факты из жизни директора музея

Благодаря ей Москва увидела «Джоконду»

Общая стоимость проекта музейного городка - почти 22 миллиарда рублей. Для сравнения: стоимость реконструкции Большого театра составила 35,4 млрд. рублей.

Читайте также:

Красивый человек, Ирина Антонова

Директору Музея изобразительных искусств им.Пушкина Ирине Антоновой исполняется 90 лет
Она по-прежнему на посту - и накануне юбилея представила новый проект... Тут даже не поймешь, что круче - ее девять десятков или полвека во главе одного из лучших музеев Европы