Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
Дом. Семья26 марта 2012 12:16

Я с тобой не дружу!

Часть вторая. Возраст 3-7 лет. Как научить детей дружить и решать конфликты, подскажет Наталья Гришаева

В 3 года интересы уже выходят за рамки песочницы с ее битвами из-за лопаток и ведер. В 3 года человек уже может сказать, объяснить, злиться, обижать, подличать. И в то же время, 3 года - это промежуточный возраст. Переход от малышовой инфантильности к 5-летней взрослости. Ребенок учится общаться, осваивает навыки решения конфликтов, отстаивания своих интересов, и может действовать и как 3-летний, и как 5-летний.

- Мам, мы тут с Варей поссорились, - говорит дочь. - Но это ничего, детские ссоры не такие серьезные, как взрослые. Помиримся! - Нет, Маш, - говорю ребенку. - Детские ссоры - это тренировка, репетиция взрослых. Так что сейчас очень важно научиться разговаривать.

- Я с тобой не играю!

- Я с тобой не играю!

5-7 лет Если в 3 года детки играют в основном под присмотром родителей, то в 5 лет они уже совсем взрослые, и начинаются у них серьезные "разборки" - "твое - мое", "дам - не дам", "сказал обидное", "сломал мою постройку", "толкнул", "нажаловался" и так далее. В садике в это время самыми полезными будут такие правила: 1. Кто первый взял общую игрушку, тот и играет с ней, пока не положит. 2. Хочешь забрать у кого-то игрушку - попроси или предложи поменяться на что-то. 3. Не ломай то, что построили другие (из конструктора, из песка). Хочешь сломать - построй свое и сломай.

Ломать не строить!

В 4 года Машка была грозой песочниц и песчаных пляжей. Стоило мне отвернуться, как ребенок с хитрой улыбкой потирая пухлые ладошки несся к берегу и ломал все, что терпеливо строили другие - замки, крепости, куличики. Чувство это, конечно, волшебное - размазать скульптуру из песка - просто релакс! Да и дети в этом возрасте как раз познают мир через "строить-ломать". Но ведь строители-то трудились, старались. И им ужасно обидно, когда их постройки разрушают. Если ребенок обычно не крушит чужие художества, а тут сломал куличик из любопытства, не спешите его ругать, если никто не пострадал. Можно даже сделать вид, что вы этого не заметили.А вот если ребенок - неистовый разрушитель, и только ждет, когда кто-нибудь что-нибудь построит, чтобы затоптать и разломать, тогда родителям стоит задуматься - откуда у ребенка столько агрессии? Откуда негатив? Возможно, стоит и у психолога совета спросить.

Мужчины воюют за территории В 5-7 лет у мальчишек основные конфликты из-за территорий. "Я - царь горы", "это мой диван", "не заходи за линию, тут мой домик"...Учите своего ребенка отойти, если просят. Если человек действительно охраняет свою территорию, это нужно уважать. Но и свою нужно защищать.И, конечно, лучшее решение - играть вместе.

СИТУАЦИЯ Вася сидит на диване. Петя тоже садится на диван. Вася его прогоняет, объясняя просто: "Этой мой диван". Пете обидно. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не обижаться. Отойти. А потом предложить Васе: "Вася, это, конечно, твой диван, но, если мы будем сидеть на нем вместе, то сможем сыграть в интересную игру. Давай, диван будет наш корабль, и мы отправимся в плаванье"...

Научите ребенка придумывать игры и приглашать в свои интересные игры других ребят.

СИТУАЦИЯ Вашего ребенка не берут в игру. Почему?

- Возможно, ваше чадо не соглашается с правилами общей игры, тогда стоит объяснить ему, что у каждой игры есть свои правила, и ты в игре, если им следуешь.- Возможно, ребенок нарушает правила, тогда вам нужно научить его играть по правилам. Для этого есть много специальных игр на любой возраст.- Возможно, ребенок слишком агрессивный, и тогда вам необходимо выяснить, почему, и работать с этой агрессией.- Возможно, ваше чадо моложе или менее развито по сравнению с общей компанией. Ваш ребенок не понимает правил игры и не может играть со всеми на равных. Тогда вам лучше найти для малыша компанию по возрасту или соответствующую его развитию.

Как встроиться в новую компанию? Дорогие мамы-папы, смотрите в зеркало.

Если вы сами не любите незнакомые компании и предпочитаете держаться в стороне, если вам трудно найти общий язык с незнакомцами и влиться в коллектив, то и ребенок ваш будет вести себя так же.

Если вы позволяете над собой прикалываться, позволяете вам нахамить, и молча уходите, бормоча под нос проклятья, то и вашего малыша ждет участь "козла отпущения".

Но мириться с этим не стоит! Учите ребенка отвечать обидчикам, но не агрессией, а мудро, спокойно и уверенно, а иногда и вызывающе. ПРИМЕР Обидчик: "Ты толстая!" Ваш ребенок: "Это тебе кажется, что я толстая, а на самом деле я красивая!" ИЛИ "Зато я хорошо плаваю, и пою прекрасно, а ты не умеешь". ИЛИ "А мне нравится быть толстой. Скажи мне еще раз, что я толстая! Ой, как мне нравится!"

ВАЖНО Для того, чтобы ответить обидчику, у ребенка должен быть во-первых, пример перед глазами - ваше умение ответить обидчику, во-вторых, уверенность в себе и нормальная самооценка. А тут уж все в ваших руках. Если вы принимаете свое чадо таким, какой есть, если хвалите, отмечаете его заслуги, интересуетесь его делами и участвуете в его жизни, скорее всего ребенок уверенно стоит на ногах. Проверить это легко: ПРИМЕР Ребенок говорит вам: - Оля сказала, что я глупая! Спросите ребенка: - А ты сама считаешь себя глупой?

Если ответит "нет", значит, учите, как дать отпор. Если ответит "да", работайте над самооценкой наследника и над его уверенностью в себе.

Сам разбирайся! Многие родители раздражаются, когда дети приходят к ним жаловаться, и отправляют обратно: "Иди сам разбирайся". Но так сказать вы можете, только если уверены в том, что ребенок СМОЖЕТ САМ разобраться. Тогда скажите: "Помнишь, как мы с тобой договаривались, помнишь, что нужно сказать в такой ситуации? Пойди попробуй! Представьте, что вы личный тренер своего ребенка. Вы его учите, подбадриваете, хвалите, подсказываете.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Часть первая. Возраст 1,5 - 3 года

Присоединяйтесь к нашему сообществу "Воспитание"