Происшествия5 апреля 2012 2:00

Пожарные, тушившие рухнувший под Тюменью самолет: «Из-за обломков вышел парень и сказал: «Мужики, мне холодно...»

Спасатели, первыми оказавшиеся на месте катастрофы, рассказали корреспонденту «КП» неизвестные подробности трагедии

К гулу самолетов жители поселка Горьковка, что под Тюменью, давно привыкли. Над их головами целыми днями взлетают лайнеры из аэропорта «Рощино». Потому в то злосчастное утро мало кто обратил внимание на звук двигателей. А вот громкий хлопок слышали многие.

ATR-72 компании «ЮТэйр» с 39 пассажирами и 4 членами экипажа на борту рухнул в каком-то километре от поселка прямо в поле. Пожарный расчет Горьковки - это Колпащиков и его сменщик Юрий Строганов. Уже через 8 минут после того, как в небо потянул черный дым, команда была на месте.

- Колеса больше чем наполовину в жиже были, но машина перла! - говорит Колпащиков. - Боялись, что не успеем, что завязнем. Но «ЗИЛ» вынес! Когда мы приехали, людей уже из огня выносили ребята из службы безопасности аэропорта. На нашу удачу, горело только в нескольких местах - средняя часть самолета, хвост. Мы сами почти все успели потушить.

Подробности Колпащиков вспоминает неохотно. Сначала отнекивается, а потом мужчину буквально прорывает:

- Я в жизни много чего повидал, но такого страха натерпелся впервые. Вокруг было много обломков, искореженный металл и везде - тела... Но осознание страха нагнало позже, а в тот момент мы думали только о том, как бы поскорее залить пламя и не затопить при этом людей, которые могли быть еще живы...

- Это чудо, что выживших столько, - признается второй пожарный - Юрий Строганов. - Странно, что стонали только два-три человека, остальных почти не было слышно.

Мужчины вспоминают, что двигаться самостоятельно мог лишь один выживший.

- Это был парень лет ­25 - 26, - говорит Колпащиков. - Он мог идти сам. Он был весь в крови, лицо и все тело посекло. Повторял: «Мужики, мне холодно, меня морозит...» Мы посадили его в свою кабину. Через несколько минут приземлился вертолет МЧС с медиками, и его унесли на носилках.

Пожарные утверждают, что основную часть выживших спасатели вынули из-под обломков центральной части самолета, нескольких - из хвоста. У тех, кто был в носу самолета, судя по разрушениям, шансов выжить не было...

КСТАТИ

Специалисты рассчитали: во время авиакатастроф чаще всего выживают пассажиры, сидящие в хвосте самолета (и это подтверждают три последних случая - см. схему).

Есть и небольшой нюанс: чаще всего выживают именно те, кто не был пристегнут. Их просто выбрасывает через разломы. Ремень же спасает в основном во время ­авиапроисшествий - то есть ЧП без летальных исходов. Хотя тут не угадаешь.

Но в тюменском случае в живых остались сидевшие в середине салона. Почему? Потому что в данном случае самолет падал под очень острым углом к земле. Практически экстренно садился.

Какие части салона при этом более или менее безопасны, предсказать невозможно. Одним ангелам-хранителям это известно. Но лучше облегчить им работу и сесть ближе к хвосту.

Все подробности фото и видео с места падения