Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество13 апреля 2012 17:55

Митрополит Иларион: Простить - не значит дать зеленый свет кощунству!

В канун Пасхи глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) рассказал, надо ли прощать Pussy Riot и как работал с критикующим церковь Павлом Лунгиным [видео]

Митрополит Иларион:

- Я хотел бы всех читателей газеты поздравить с праздником Пасхи и призвать думать не о том, что второстепенно и что в скором времени забудется, а о том, что вечно. В праздник Святой Пасхи надо задуматься о смысле нашей собственной жизни, о том, как мы относимся к нашим близким, что можем сделать доброе для них. Это будет самое лучшее, что мы можем извлечь из этих прекрасных пасхальных дней, которые к нам приходят для того, чтобы мы духовно обновились.

прощение и НАКАЗАние

- Сегодня против Русской православной церкви развернулась мощная информационная война. Как противостоять этому грязному потоку?

- Единственное, что мы можем противопоставить этой грязной кампании, это постоянную и неумолкающую проповедь о Христе и о тех духовно-нравственных ценностях, которые являются для нас незыблемыми и вечными. Мы должны понимать, что эта проповедь всегда будет встречать отторжение тех людей, у которых иные идеалы. Но мы не должны этим смущаться, и церковь никогда не должна оправдываться в том, что она эти истины проповедует. Потому что эти истины вечны и незыблемы, а мода сегодня одна, завтра другая.

- Либеральные круги требуют от церкви простить девиц из панк-группы Pussy Riot, хотя они cами об этом и не просят.

- Церковь всегда готова простить всякого, кто приносит покаяние. Но простить - не значит закрыть глаза на беззаконие. Не значит объявить грех нормой и дать зеленый свет кощунству. Всякий человек, который идет на преступление, а эту акцию иначе как преступлением против общественной нравственности нельзя назвать, должен понимать, что последует и наказание. Поэтому наказание в соответствии с законом эти лица должны понести. А что касается прощения, то конечно, если они придут на исповедь, покаются в грехах, они будут им прощены, несмотря на всю тяжесть того, что они сделали.

Митрополит и режиссер по многим вопросам на разных полюсах, но творчеству это не мешает. Доказано фильмом «Дирижер».

Митрополит и режиссер по многим вопросам на разных полюсах, но творчеству это не мешает. Доказано фильмом «Дирижер».

НА ДРУГОМ ПОЛЮСЕ

- На экраны вышел фильм Павла Лунгина «Дирижер», в котором звучит ваша оратория «Страсти по Матфею». На Пасху его покажут уже по ТВ. Как родилась идея сотрудничества с Лунгиным?

- Режиссер взял мою музыку с моего согласия. Мы встретились с ним после того, как вышел на экраны его фильм «Остров», который мне понравился. В то же время прошла премьера моего музыкального сочинения «Страсти по Матфею», которое понравилось ему...

Эта картина заставляет человека задуматься о смысле жизни, об ответственности перед собой и ближними. О том, что некоторые поступки могут иметь необратимые последствия.

- Но Лунгин публично признается, что он невоцерковленный. И как-то даже говорил об угрозе клерикализации...

- Фильм был задуман, когда Павел Семенович еще не делал таких заявлений. Думаю, каждый человек имеет право на свою гражданскую позицию. Другое дело, что далеко не с каждым высказыванием людей, которых я уважаю за их художественные достижения, я могу согласиться. В данном случае мировоззренчески он оказывается на другом полюсе.

О МАСТЕРАХ КУЛЬТУРЫ

- 80 лет назад Горький написал памфлет «С кем вы, мастера культуры?». А с кем сегодня они должны быть?

- Я бы хотел, чтобы деятели культуры были с церковью. Потому что церковь и культура могут и должны делать одно общее дело - способствовать духовно-нравственному возрождению общества.

- Тот же Лунгин считает, что сейчас нужно снимать кино, «которое делает больно»…

- Иногда болезненной для человека бывает правда. И если кино говорит о человеческих пороках и к каким необратимым последствиям они приводят, тогда оно тоже может быть нравственным. Искусство не может только успокаивать человека. Оно должно давать нравственную оценку поступков. Но очень часто люди искусства не способны в должной мере оценить последствия, которые несет их творчество. И здесь взгляд церковного человека, критический взгляд со стороны, бывает полезен.