Всех, кто отмечает Пасху, с праздником. Всех, кто измучен бессмысленным и беспощадным российским климатом – с тем, что появилась некоторая осторожная надежда относительно возможного наступления весны.
Так или иначе, настроение апрельское, поэтому предлагаю поговорить о стихах. С моей точки зрения, настоящее стихотворение должно соответствовать следующему определению:
«СТИХОТВОРЕНИЕ – род мантрического заклинания, в котором идеально составленный звукоряд особым образом воздействует на психоэмоциональное состояние слушателя». Определение мое собственное, и я, пожалуй, не очень на нем настаиваю. Буду рад, если кто-то предложит другую дефиницию. Но если стихотворение не пробивает в моей всегдашней «психоэмоциональной» (термин неуклюжий, но точный) обороне брешь, я считаю, что это либо поэзия, написанная не для меня, либо вообще не поэзия.
Есть стихи, подобные оружию массового поражения, они действуют на большие массы людей:
«Пора мой друг пора, покоя сердце просит, летят за днями дни - и каждый час уносит частичку бытия».
Или: «И только высоко, у Царских врат, причастный тайнам, плакал ребенок - о том, что никто не придет назад».
Ну или вот: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать».
И есть стихотворения вроде направленных лучей – действуют на немногих, зато мощно. Самая лучшая книга о поэзии, какую мне довелось прочитать, это «Стихи обо мне» Петра Вайля. Яркий человек назвал 50 стихотворений, которые больше всего любит – и объяснил почему. На месте какого-нибудь издательства я затеял бы серию подобных сборников, составленных известными современниками: мы бы лучше поняли и душевное устройство этих людей, и поэзию.
У меня в разном возрасте строфы-фавориты менялись. Их всегда было несколько – по одному заклинанию на каждую важную тему. Последнее время я, вслед за Эрастом Петровичем, учусь правильно стареть, поэтому круг интересов у меня соответствующий. Это вот об уходящем времени:
Невероятно до смешного:
Был целый мир - и нет его. Вдруг - ни Похода Ледяного, Ни капитана Иванова, Ну, абсолютно ничего! (Георгий Иванов)
Вот о приходящей старости:
Под старость забывают имена, Стараясь в разговоре, как на мины, Не наступать на имя, и немаВселенная, где бродят анонимы. (Лев Лосев)
И так далее.
Если всё же назвать какое-то одно стихотворение, которое кажется мне абсолютно идеальным, то читателем фандоринских книжек мой выбор известен (см. роман «Алмазная колесница»).
Томбо-цури Кэфу ва доко мадэ Ицута яра.
Мой ловец стрекоз, О, как же далеко ты Нынче забежал!
(Поэтесса Тиё про смерть маленького сына)
У каждого из вас, естественно, тоже есть любимый поэт и любимое стихотворение. А в этом стихотворении наверняка есть строка или строфа, которая вас сильнее всего «пробивает». Процитируйте ее, пожалуйста.
Максимальный размер – четверостишье. Поддерживающие – плюсуйте.
Посмотрим, какой у нас в БС рейтинг поэтов и стихотворных цитат.