Общество25 апреля 2012 19:30

Гетто для шариата

После заявления чеченского адвоката можно сказать однозначно - само не наладится, мысли о дальнейшем обособлении бродят в головах части исламской уммы

Как ни странно, обособленность части мусульман от остального российского социума можно было увидеть в пресловутом летнем лагере на Селигере. Вся молодежь России в этом лагере жила вперемешку. Даже ребята из республик с «исламским компонентом» - Татарии и Башкирии - не считали зазорным ставить свои палатки рядом с пермяками и рязанцами. И только дружная семья вайнахских народов оборудовала в центре лагеря цитадель с картонными родовыми башнями на входе, и там, на «закрытой территории», с утра до вчера шустрили по-хозяйству девушки в черных одеяниях с ног до головы. В гости к ним никто особо не ходил, и они никого не приглашали.

На вопрос корреспондента КП - «мол, что это за сепаратизм в дружной семье российских народов?», руководитель лагеря Василий Якименко пожал плечами, и высказал надежду, что со временем все наладится само-собой. После заявления адвоката можно сказать однозначно - само не наладится, мысли о дальнейшем обособлении бродят в головах части исламской уммы. И если никак не реагировать на такие настроения, шариатская система судопроизводства в России может стать реальностью. Как и появление особой категории людей вне светской юрисдикции. Россия светское государство, и в то же время, у нас продекларирована свобода вероисповедания и запрещать жить по шариату никто не имеет права. Как выйти из логической ловушки?

В принципе, достойный ответ на это имеется, даже не надо ничего выдумывать. И если какая-то часть мусульман желает жить по своим Традициям, им нужно предоставить такую возможность. Традиционную, разумеется, чтобы все было «по шариату», но в светском государстве. Есть хороший пример. В исламских странах для иноверцев придуман термин - «зимми», «человек договора». Зимми частично поражены в правах. Ислам признает их право на жизнь, на собственность, общинную автономию.

При этом зимми запрещено проповедовать, их убийство карается не так строго, а на одежде они должны носить отличительные знаки и платить специальный налог. Для любителей шариатских судов в светском государстве было бы неплохо ввести именно такую норму, полностью скопировав ее из исламской традиции. Думаю, после такого «симметричного ответа», дискуссия завянет сама собой, а шариатские суды в России будут проходить как и прежде, в традиционных местах - в гористом зеленом лесу, под зеленым знаменем.