Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+29°
Boom metrics
Звезды9 мая 2012 22:00

Режиссер фильма «Матч» Андрей Малюков: «Безруков - гордость нашей страны! Его надо снимать как можно чаще»

Эта картина, рассказывающая о легендарном «матче смерти» между советскими футболистами и немецкими солдатами, уже идет в российском прокате

Выход такой ленты накануне 9 Мая и чемпионата Европы по футболу - вариант, казалось бы, беспроигрышный. Вистов добавляет участие Сергея Безрукова и Елизаветы Боярской. Но, может, все не так безоблачно? Вдруг зритель окажется недоволен? Мол, что ж такое - опять Безруков! Об этом и многом другом мы расспросили постановщика картины Андрея Малюкова. - Андрей Игоревич, почему вы решили снять картину о футболе? Причина - грядущий чемпионат Европы?

- Нет, мне очень понравился сценарий. Другой причины нет. Кроме того, я сам люблю футбол. Не могу сказать, что я фанат, как сейчас модно говорить. Отношусь к этому виду спорта потребительски, как и каждый нормальный человек. Моя любимая команда - ЦСКА.

- Главные роли в фильме сыграли звезды нашего кино Сергей Безруков и Лиза Боярская. Почему именно они?

- Все просто. Мы подробно обсуждали с продюсерами стилистику, форму картины, примерный список артистов, поэтому, приступая к работе, я четко представлял себе механизм действий. Я сразу предложил любимых актеров: с Лизой Боярской мы работали в проекте «Грозовые ворота», Катя Климова снимается у меня почти в каждом фильме. С главным героем история посложнее - Безрукова я хотел снять еще давно. Говоря по-футбольному, «замахивались» на него несколько раз, но удар так и не получался. На этот раз все прошло удачно, без кастингов и проб. Я сразу предложил этих артистов, мне их утвердили. Ведь проблемы с подбором состава возникают, когда есть неуверенность в материале. Здесь такого не было.

- Не смущала вас критика в адрес Безрукова - мол, и так его слишком много на экране?

- Что в этом плохого? Зритель любит Сергея. Говорить о бездарности Безрукова могут только неумные люди. Они никак не могут взять в толк, что он - гордость нашей страны. К нему надо относиться с большим почтением и чаще снимать в главных ролях. Серега уже сказал по этому поводу: «Евгений Миронов сыграл Достоевского, но было бы странно у него спрашивать, какого писателя он еще хотел бы сыграть».

Малюкову легко было снимать «Матч», ведь он любит спорт и болеет за ЦСКА.

Малюкову легко было снимать «Матч», ведь он любит спорт и болеет за ЦСКА.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- Конфликтов со звездными артистами на площадке не возникало?

- Дело в том, что я снял не один десяток фильмов и работал с большим количеством актеров - отечественных и зарубежных. За все это время у меня не возникло ощущения, что есть артисты, с которыми нельзя найти общий язык. А если вдруг есть и такие, то я их не позову. С Безруковым, Боярской, Климовой мне работалось спокойно. Думаю, они такого же мнения обо мне.

- Говорят, что Сергей не жалел себя во время съемок - сильно похудел, тренировался под руководством футболистов-профессионалов...

- Он ни разу не подвел съемочную команду и не увильнул от закадрового процесса работы. Тренировался Сергей в Москве у известного вратаря Сергея Овчинникова (экс-голкипер «Локомотива» и сборной России. - Прим.авт.). Им вместе пришлось изрядно попотеть. Тренировки проходили в «Лужниках». Ведь сыграть профессионального футболиста - именно сыграть! - очень непросто. Другие артисты готовились к своим ролям на базе ДЮСШ «Динамо» (Киев) тоже под руководством профессионалов. Такой график выдержали не все - кому-то даже пришлось отказать в праве сниматься в «Матче».

- Можно ли «Матч» назвать патриотическим боевиком, как, например, ваш относительно недавний фильм «Мы из будущего»?

- Это два абсолютно разных фильма. «Матч» - о футболе и любви. Политики и патриотизма тут близко нет. Мы ставили задачи, далекие от политики.

- Но ведь футбол сам по себе - сверхпатриотичный вид спорта. Вспомните всеобщее ликование четыре года назад, когда Россия обыграла голландцев...

- Футбол - это культура, которая создавалась десятилетиями. Это история разных людей, которые вдохновлены одними эмоциями. Они радуются или переживают за разные команды. Но я еще раз хочу подчеркнуть: наша история не о политике! «Матч» - история любви, это важно. Политика мне абсолютно неинтересна.

- При работе над картиной вы ориентировались на другие известные спортивные ленты?

- Есть такой прекрасный английский фильм «Такова спортивная жизнь» (This Sporting Life).

Там заняты отличные актеры - Ричард Харрис и Рейчел Робертс, которые получили потом по «Оскару». Эту работу я пересматривал не раз, как и многие классические фильмы. Прежде всего это нужно для того, чтобы зарядиться эмоционально. О том, чтобы «стырить кадрик», речи не идет. Так не получится.

Чтобы сыграть футбольного голкипера, Сергей Безруков долго тренировался под руководством профессионального вратаря.

Чтобы сыграть футбольного голкипера, Сергей Безруков долго тренировался под руководством профессионального вратаря.

- Увидят ли зрители телеверсию «Матча»?

- Я сделал свою работу - снял кино. Дальше все будет зависеть от продюсеров: как они захотят, так и поступят. Да, я смонтировал четыре серии для телевидения. Но это было вне рамок моего контракта. Просто потому, что у нас осталась масса отснятого материала, из которого мы решили сделать более подробную историю. Кино, которое вышло в прокат, значительно короче сериала.

- Вас не смущает такая работа на два фронта?

- Вы знаете, я снимаю кино не только для большого экрана, но и для ТВ. И мне это нравится. Эта работа дает много новых возможностей. Сериалы - это формат, близкий к роману. Там показано большое количество судеб, сюжетов, историй. А фильм - это новелла, рассказ.

- Какие «новеллы» или «романы» пишете сейчас?

- Сейчас в Ярославле снимаю картину о первом серийном убийце в СССР. Был такой Владимир Ионесян по прозвищу Мосгаз, который терроризировал столицу в начале 60-х годов. В этом фильме у меня заняты Светлана Ходченкова, Марина Александрова, Андрей Смоляков.

- Близкие и родные уже привыкли к тому, что постоянно пропадаете в киноэкспедициях?

- За много лет, что я снимаю, конечно, семья успела привыкнуть к этому. Нормальный рабочий процесс. У нас есть свои привычки, навыки, способы общения. Каждый раз это происходит по-разному. Если мы снимаем недалеко - жена и родственники приезжают ко мне. Ну а если в другой стране - держим связь по телефону.