Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды13 мая 2012 22:00

Владимир Матецкий: «Я рассказал Маккартни про «битлов». Он долго смеялся...»

Накануне 60-летия композитор рассказал «КП» об общении с «битлами» и шансах «Бурановских бабушек» на «Евровидении» [видео]
Владимир Матецкий (в центре, руки в брюки) с «Машиной времени» - к концу года композитор надеется заняться с группой новыми песнями.

Владимир Матецкий (в центре, руки в брюки) с «Машиной времени» - к концу года композитор надеется заняться с группой новыми песнями.

Встреча с кумиром

- Владимир Леонардович, «60» – это много или мало?

- По крайней мере звучит внушительно. Но я готов выдержать и формулировку посерьезнее: «пошел седьмой десяток». (Улыбается) Но я ощущаю себя года на 23-24. И это нормальное, недурковатое ощущение.

- Какие моменты из детства предопределили вашу профессию, судьбу?

- У меня рано проявились музыкальные способности. И со мной стала заниматься Софья Моисеевна Карпиловская, любимая ученица Елены Фабиановны Гнесиной. Софья Моисеевна была удивительным человеком и потрясающим музыкантом. Многие ее уроки я понял только с возрастом.

В детстве мне было не до них. Я хотел с ребятами во дворе мяч пинать. Но всё же занятия музыкой с этим педагогом сильно повлияли на мою судьбу. Другим не менее важным моментом в моем становлении было знакомство с творчеством группы The Beatles. Когда начали выходить их пластинки, мне было 14-15 лет. Переходный возраст, все воспринимается очень остро. И это сочетание классической музыки и песен Битлз вызвали своеобразную химическую реакцию.

- Знаю, что вы лично общались с Ринго Старром и Полом Маккартни. Каково это поговорить на равных со своим кумиром юности?

- Мое общение с двумя участниками «Битлз» произошло уже в зрелом возрасте. Я не знаю, как вел бы себя в такой ситуации, если бы мне было лет 16. Маккартни я встретил впервые в 1991 году. Мы говорили о живописи, обсудили фильм «Маленькая Вера», к которому я написал музыку. Я с женой и Пол с Линдой общались в Стокгольме, за кулисами перед концертом. Пол подарил мне пластинки и видео, а Линда оставила для моей жены автограф на своей книге о вегетарианской кухне.

Это был простой человеческий разговор. Пол расспрашивал меня о жизни «за железным занавесом». Я поделился с ним историями из детства. Рассказал, как один из моих одноклассников переснимал фотографии битлов и продавал одну карточку за 25 копеек. А пирожок с повидлом тогда стоил, между прочим, 5 копеек. И как тот же парень из школы уверял меня, что песня «Michelle» посвящена умершей девушке, и «Битлз» исполняют эту композицию, неся ее гроб. Маккартни долго смеялся.

- В данный момент дети ливерпульской четверки собираются создать собственную группу. Громкие имена у них уже есть. Что им еще нужно, чтобы стать такими же популярными, как их родители?

- Такого успеха больше не будет никогда. Появление «The Beatles» - историческое событие, и оно было возможно в определенном историческом контексте 60-х. В современном пестром мире у этих ребят нет шансов стать такими же популярными, как их родители. Но они могут зарабатывать неплохие деньги, эксплуатировать, в хорошем смысле этого слова, имена своих легендарных отцов. Я эту новость воспринял очень сдержанно. Да, они будут выступать, петь какие-то песни, но это уже совсем не то.

«Шизофренический рок»

- После появления магнитоальбома «Банановые острова" критики охарактеризовали его как «шизофренический рок». Как столь необычные песни могли родиться в голове советских авторов?

- Песни-приколы были у меня и до «Банановых островов». Чернавский тоже тяготел к песням с особым, своеобразным юмором. К тому же, я неплохо знал зарубежных артистов, которые делали нечто подобное. Но если на западе такая музыка и тексты были в порядке вещей, то для СССР это была бомба. Тем более начало 80-х годов - абсолютно подцензурный период для творчества.

- То есть вы не были удивлены, когда ваш с Чернавским альбом так и не вышел официально?

- Выпустить пластинку на «Мелодии» в принципе было огромной проблемой. А уж о том, чтобы написать на обложке «рок-группа», речь даже не заходила. В СССР могли быть только «ВИА». Но мы с Юрой Чернавским все же надеялись, что «Банановые острова» выйдут. Нас даже пригласили исполнить песню «Робот» в «Новогоднем аттракционе».

После выступления все артисты, снимавшиеся в этой программе, в один голос говорили, что это успех. Однако запись номера оказалась на полу в монтажной. Режиссер Евгений Гинзбург вырезал нас - уж не знаю, действовал ли он по собственной инициативе или по приказу сверху. Попытки пробиться на ТВ через союзные республики (а мы с Чернавским ездили сниматься в Минск и Таллин), где цензура была не такой жесткой, также закончились ничем. «Банановые острова» не пропускали. Поэтому альбом стал распространяться подпольно.

- И, чтобы не умереть с голоду, пришлось переключиться с рока на эстраду?

- Конечно, финансовая сторона перехода присутствовала. Но при этом возник и серьезный вопрос: как зарабатывать деньги и при этом оставаться "с прямой спиной"? Для меня таким ответом стало сотрудничество с Софией Ротару, хотя возникло оно чисто случайно. И, честно говоря, оно не было для меня каким-то крутым поворотом или предательством идеалов. Просто я в тот момент уже понимал силу хита, силу популярной песни.

Значительно позже, общаясь в Лос-Анджелесе с известными авторами, я понял, что жанровый аспект в песне весьма относителен. Главное – это качество. В английском языке есть хорошее слово songwriter - человек, пишущий песни - это как раз про меня.

- Но что вы готовы слушать дольше: «Здравствуй, мальчик Бананан» или «Лаванду»?

- Ни то, ни другое. Я не из тех авторов, которые упиваются своим творчеством. Мне интересно идти дальше, делать что-то новое. Когда я где-то слышу свои старые песни, то думаю о том, что в каких-то моментах их можно было бы сделать лучше.

Популярность на 15 минут

- Как вы думаете, в чем секрет сумасшедшей популярности Ваенги, Михайлова, Лепса?

- Как написал один американский музыкальный критик, успех любого артиста – это туман и зеркала. Туман – это такие элементы, как антураж, образ, ну и, конечно же, посыл, который содержат слова песен. Ну а зеркало - это отражение сегодняшнего среза нашей жизни. Думаю, тут всё понятно. И надо отдать должное всем троим, к своей славе эти исполнители шли годами, это не выпускники "Фабрики звезд".

- Но ведь сейчас с помощью Интернета можно прославиться гораздо быстрее.

- Да, это особый революционный момент в истории развития музыки. Сегодня человек записывает на мобильный телефон свою песню, выкладывает ее в интернет, получает 2,5 миллиона просмотров, и вот он популярен. Но надолго ли? На ум приходит фраза Энди Уорхола: «Любой в 21 веке сможет стать знаменитым, но только на 15 минут».

- Как оцениваете шансы «Бурановских бабушек» на Евровидении?

- Мне очень нравится, что их выступление вызывает улыбку, положительные эмоции. Нравится, что в номере присутствует элемент народной музыки. Правда, есть и большой минус – это уже было. Мы видели трио «Булгарка» и другие подобные коллективы. Так что шансы «бабушек» на победу – 50/50.

Мечты

- Десять лет назад вы мечтали о творческом вечере. Но его не получилось организовать из-за нехватки денег. Сейчас все наладилось? Будет концерт, посвященный 60-летию?

- Действительно, была мысль делать творческий вечер на 50-летие. Так вот, за прошедшие годы финансовая ситуация в мире изменилось не в лучшую сторону (смеется). Но не это главное. Сейчас я уже не хочу творческого вечера. Просто понял, что когда-то, на счастье или на беду, я не пошел на сцену, как мои коллеги-композиторы Игорь Николаев и Слава Добрынин, и не стал исполнять собственные песни.

Так что сегодня мой концерт состоял бы на 100% из приглашенных исполнителей. А если бы София Ротару в силу своей занятости не смогла бы выступить, как бы я выглядел в глазах зрителей?

- Кстати, о Софии Ротару - вы долго с ней сотрудничали, написали для нее много популярных песен. В чем секрет ее творческого долголетия?

- Ротару человек с феноменальной энергетикой. И в ней есть человеческий стержень, держащий ее во всех сложных жизненных коллизиях. А в музыке ей очень помогают народные корни - они тоже всегда поддерживают ее в трудную минуту, являются мощным "репертуарным поплавком". Она большой молодец. А как выглядит - просто девочка (смеется).

- О чем мечтаете сейчас?

- Мои мечты лежат скорее в человеческой плоскости, а не в творческой. Они связаны с семьей, со здоровьем близких, с судьбами детей. Дочь Маша, хоть и занималась музыкой, выбрала себе модную нынче профессию пиар-менеджера. Сыну Лёне сейчас 11 лет. Он занимается на фортепиано. Даже исполнил с оркестром тему из «Маленькой Веры» для документального фильма " имени меня". Станет ли он музыкантом, не знаю.

- Какой самый запоминающийся подарок вы получали в день рождения?

- Часто мне дарят хорошие инструменты, гитары. И я очень радуюсь таким презентам. Но, как и для любого родителя, для меня самые важные подарки те, которые сделали мои дети - самодельные открытки, рисунки, игрушки. Я их все трепетно храню. В этом отношении я сентиментален.

- Как поживает Ваша программа на "Серебряном дожде"?

- В апреле программа отпраздновала свое четырёхлетие, и она серьёзная часть моей сегодняшней жизни. Я всегда слушал много музыки, но сейчас я делаю это еще и по долгу службы - что может быть приятнее! В прошлом году я проводил конкурс рок-групп КРОК-РОК, и реакция музыкантов превзошла все ожидания - в нем приняли участие более 2500 коллективов.

Вот тут уж пришлось напрячься. Спасибо жюри, в котором приняли участие Илья Лагутенко, Евгений Маргулис, Диана Арбенина, Миша Козырев - нам всем вместе пришлось изрядно поработать. В новом сезоне думаю приглашать больше молодых команд в гости на программу, чтобы они могли представить себя в эфире живьём.. Ожидаются интересные иностранные гости, так что слушайте - каждую субботу с 12:00 до 18:00 на "Серебряном дожде" "Слова и музыка Владимира Матецкого".

- Ну а как новые песни, пишутся?

- К счастью, пишутся. В последнее время работал с совсем новыми для меня исполнителями, такими как Тамара Гвердцители, Сергей Мазаев, Вика Цыганова, Александр Маршал, группа Couple. Надеюсь, что к концу года начнем делать новый материал с "Машиной времени". Да вот и вы меня натолкнули на мысль - а не сделать ли что-то интересное для Ротару. Надо подумать, почему бы и нет (смеется).