В российских школах добавят третий ЕГЭ - по иностранному языку

Замминистра образования и науки Игорь Реморенко объяснил читателям «КП», что теперь изменится для старшеклассников
Поделиться:
Комментарии: comments40
Изменить размер текста:

Новый стандарт для старшей школы:

- Третий обязательный ЕГЭ

- Учебная неделя – на час дольше

- В расписании — не меньше 9 предметов

Замминистра образования и науки Игорь Реморенко объяснил читателям «Комсомолки», что теперь изменится для старшеклассников и зачем эти перемены нужны.

Стандарт для старшей школы (то есть то, чему с точки зрения государства должны учить в 10 и 11 классах) – пожалуй самый скандальный документ прежнего, фурсенковского министерства. Больше года назад, когда опубликовали предыдущий проект стандарта, шуму было столько… Критиковали и за четыре оставшихся «предметных области», и за то, что русский и математика стали предметами по выбору, и за то, что написан документ таким наукоообразным языком, что даже учителю сквозь него не продраться.

Стандарт направили на доработку. Рабочую группу возглавил директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. Прошел почти год. И вот – здрасте! – сообщение: приказ о введении нового школьного стандарта завизирован в минюсте. То есть вступил в законную силу. Быстро и тихо.

С 2020 года всех школьников начнут учить по-новому. Но уже со следующего года школы, если они считают, что готовы к новшествам, смогут работать по новым стандартам.

Поэтому первым делом я и поинтересовался у вновь назначенного замминистра образования и науки Игоря Реморенко:

- Игорь Михайлович, а чего вы боялись?

Брови чиновника поползли на лоб:

- В смысле?

- Почему группа по доработке стандарта работала словно в подполье. Ни одного интервью за год. Общественность на заседания не приглашали. Стенограммы засекречены.

- Очень неожиданный вопрос. Не знаю были ли стенограммы заседаний, но я тоже участвовал в работе этой группы и то и дело встречал самых разных людей, в том числе журналистов. К тому же Михаил Валентинович постоянно давал интервью на эту тему.

- К сожалению, я не видел ни одного. Но, может, это мой недосмотр. Но вот еще факт: сам документ появился на сайте Минобрнауки в начале мая. Провисел не больше двух недель и быстро-быстро ушел в Минюст.

- Ничего удивительного. У нас сложилась практика представлять к обсуждению важные документы как раз тогда, когда у педагогов есть время их обсудить - это лето, майские праздники, Новый год. Когда нет школьной текучки. Так произошло и в этот раз. По процедуре документ должен висеть на сайте Минобрнауки неделю. На этот раз он висел две. По итогам обсуждения были внесены серьёзные поправки. Важно то, что это был не какой-то новый вариант стандарта, а вариант, в котором содержались ответы на многочисленные вопросы, накопившиеся за полтора года обсуждения этого документа.

- Но, согласитесь, стандарты вызывают ощущение самого проблемного документа министерства. Предыдущие стандарты прежний министр образования Владимир Филиппов подписал чуть ли не в тот день, когда покинул министерсткое кресло. Нынешние Андрей Фурсенко подписал накануне ухода из министерства... Филиппов потом мне сказал: я сделал это, чтобы моему последователю было легче. Теперь, выходит, Фурсенко взял удар на себя, расчистив поле для Ливанова?

- Не исключаю такого варианта. И не вижу здесь ничего зазорного. Конечно, любой человек, оставляя должность, хочет завершить какие-то начатые важные для него дела.

- Хорошо, давайте попробуем разобраться в чем суть новых стандартов для старшей школы – может быть станет понятно почему их так спешно приняли. По сути ведь именно стандартами определяется, за что родители в школе должны платить, за что – нет.

- Верно.

- Сейчас критики стандарта говорят – ну все, теперь школа станет платной. И на самом деле прежние стандарты – это толстенный том, где расписано какую формулу, какой параграф должны знать школьники. И вот за то, чтобы им это учителя рассказали и платит государство. В новых стандартах такого нет… Не понятно, где грань между платным и бесплатным.

- Группа Михаила Ковальчука предложила жестко фиксировать в стандартах количество часов, которое в школе будет бесплатным для учеников. Сейчас старшеклассники учатся 36 часов в неделю. По новому стандарту будет на час больше - 37. Это изменение согласовано с санитарной службой, в чьём ведении установление максимально допустимой нагрузки на учеников. Государство гарантировало, что 37 уроков в неделю платить не надо.

- Но знания не меряют часами!

- То есть почему бы в стандарте не написать, какие темы изучать по физике, какие произведения читать по литературе? От такого подхода отказались все страны уже много лет назад. Дело в том, что последние годы научные подходы, понятия, технологии обновляются настолько часто, что фиксировать в стандарте какой-либо жесткий набор того, что нужно освоить, практически невозможно. Например, клонирование уже давно стало практикой, а в прежнем стандарте и учебнике по биологии об этом ни слова.

Поэтому задача в стандартах – и начальной школы, и основной, и старшей - систематизировать не каждый элемент знаний, которые необходимо запомнить, а подходы к анализу, осмыслению, «переработке» этого знания.

- Получается, директор школы может сказать: мы вам за бесплатные часы даем знания объема «А», а для того чтобы успешно поступить в вуз надо знать больше – скажем «А+Б». Но знания «Б» будут факультативы, за деньги.

- Невозможно! Стандарт фиксирует набор требований к результату, на основе которого делаются контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. И эти материалы совершенствуются в соответствии с требованием времени, но в любом случае опираются только на требования «А». Что касается конкретных знаний, то они также найдут своё отражение в примерных образовательных программах, которые выпускаются вслед за стандартами и корректируются более часто.

В 2007 году произошло важное изменение в законодательстве. Раньше стандарт жестко фиксировался на 10 лет и никакие новые технологии и знания в школу попасть в принципе не могли. Дети ни про клонирование узнать не могли, ни новинки литературы с учителем обсудить. Теперь по ходу того, что реально будет получаться или не получаться у учителей, станет возможной корректировка требований к результатам обучения, примерных образовательных программ.

- Стандарт – это набор требований к тому, что должен знать школьник, выходя из старшей школы?

- В том числе. Новый стандарт устанавливает государственные гарантии того, что должны в обязательной порядке преподать ученику. Вводится «принцип двух ключей», по которому выбираются обязательные для изучения в старшей школе предметы.

Первый ключ - это шесть общих предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история или Россия в мире (если такой предмет со временем будет разработан), обеспечение безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Их нельзя не выбрать. На углубленном, на базовом ли уровне, но все они должны быть освоены.

Второй ключ - обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет из шести образовательных областей: «Филология», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультура, экология и ОБЖ». Среди этих областей, например, есть область "Естественные науки". Из этой области обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет - физика, химия, биология или естествознание.

Само собой разумеется, что помимо этого можно будет выбрать профиль обучения или сформировать индивидуальную образовательную программу в соответствии с собственными склонностями и интересами. Для этого требуется выбрать 9-10 предметов.

- Ну тогда это не сильно отличается от нынешней старшей школы.

- У нас сейчас очень многоукладная старшая школа. Возможность выбрать профиль и его изучать в 10-11 классах в стране имеет только треть ребят. Стандарт задает такую структуру, при которой такие возможности появятся, по оценке экспертов, у 80% ребят.

У них будут три варианта. Либо выбрать универсальный профиль (это всего по чуть-чуть), либо выбрать какой-то конкретный профиль. Группой Михаила Ковальчука предложены такие профили: естественнонаучный, гуманитарный, социальный, экономический, технологический. Либо (третье) – выбрать индивидуальный учебный план. Это в том случае, например, когда старшеклассник заинтересован углубленно изучать и литературу, и математику.

- То есть, как в предыдущем варианте, никто не заставляет выбирать профиль обучения. Если ты еще не определился с тем кто ты физик или лирик – можно взять универсальный курс.

- Именно так.

Еще одно новшество - появление к 2020 году обязательного ЕГЭ по иностранному языку.

- А у нас хватит учителей иностранного, чтобы всех подготовить к ЕГЭ, хватит лингафонных классов и прочего? Это немалых денег стоит.

- Это не такие уж серьезные траты. Изучение иностранного языка и сейчас обязательно. Другое дело, что уровень преподавания языка должен быть более высоким, преподаватели должны быть более подготовленными. Но у нас на это есть 8 лет.

- У меня есть выводы рабочей группы. Цитата: «Целесообразно предусмотреть… чтобы в 11-м классе учащиеся изучали только 3 предмета ЕГЭ и еще один по выбору…» То есть законодательно закрепляется натаскивание на ЕГЭ. Жуть!

- Это относится к тем рекомендациям, которые еще требуют обсуждения и апробации, в стандарте они не закреплены. Логика тут такая: есть ребята, которые уже к старшей школе определились с направлением обучения в вузе. Они по окончании 10-го класса могут сдать обязательные предметы, которые освоили на достаточно хорошем уровне. Например, - русский язык. А в 11-м классе появится дополнительная возможность углубленно изучать что-либо профильное – математику, физику, химию, биология и пр. Русский язык при этом можно будет сдать в 10 классе и данный результат пойдет в свидетельство о ЕГЭ. Если результат не устроил – допускается пересдача после 11 класса.

- Когда может начаться апробация нового стандарта?

- В 2013 году. По закону у нас с 1992 года образовательная программа утверждается образовательным учреждением самостоятельно. Любая школа сможет использовать стандарт, если управляющий совет сочтет нужным. Совет собирается и говорит: хотим скорректировать программу. Например, в школе никогда не было ребят, обучающихся по индивидуальной траектории. Давайте дадим им такую возможность, чтобы часть старшеклассников выбирала определённые занятия самостоятельно.

- Что еще по-вашему важного появилось в стандарте?

- Индивидуальный проект. В предложенном год назад стандарте говорилось, что каждый ученик должен защитить индивидуальный проект по одному предмету. Сейчас установлено, что обучение в форме индивидуального проекта может быть на разных предметах или в их комбинации. Например, можно сделать проект по естествознанию, где часть исследования ребенок посвятит физике, часть биологии, часть химии. Это также позволит приблизить школьные знания к решению конкретных проблем, сделать образование в старшей школе более индивидуализированным, что так важно в наше время.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных