Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество14 июня 2012 17:01

В Вильнюсе подсчитали, сколько стоит свобода слова

Мнение, отличное от официального, в Литве отныне облагается денежным штрафом [фото, видео]
Дело происходило в вильнюсском  окружном суде. Только что объявили приговор литовскому политику Альгирдасу Палецкису

Дело происходило в вильнюсском окружном суде. Только что объявили приговор литовскому политику Альгирдасу Палецкису

- И что: вы хотите сказать, что никакой оккупации Литвы не было? - спросил меня мужчина в черной беретке, которая указывала на его принадлежность к лагерю защитников вильнюсского телецентра.

- Не было! - громко и радостно подтвердила я, подсчитывая в уме, в какую сумму мне может вылиться эта храбрость.

Окружающие смотрели на меня с завистью. Дело происходило в вильнюсском окружном суде. Только что объявили приговор литовскому политику Альгирдасу Палецкису. В ноябре 2010 года в эфире одной радиопередачи он произнес фразу, которая будет стоить ему денег. А именно: «Как теперь выясняется, свои стреляли в своих». Что он имел в виду? Что за 21 год после январской трагедии 1991-го года, когда в результате стрельбы у вильнюсской телебашни погибли 14 человек, так и не выяснен вопрос - кто, собственно, стрелял-то? Молодая литовская демократия во всем обвинила Советскую армию, конкретно - группу «Альфа». Генеральный прокурор СССР Николай Трубин успел представить в Верховный Совет СССР записку, из которой четко следовало: советские солдаты не стреляли, на месте трагедии найдены гильзы от пуль из оружия, которого на вооружении армии не было со времен Второй мировой войны, а некоторые пули были выпущены в уже мертвые тела. Но тут СССР развалился, расследование до конца не довели, 37 томов уголовного дела на волне прилива послепутчевых демократических чувств успешно отбыли на постоянное местожительства в Литву. А спустя 20 лет на фоне того, что Литовская республика вступила в пору жесточайшего экономического и морального кризиса, наружу полезла совсем другая правда - о том, что, кроме танков и «Альфы», в событиях участвовали и другие люди. И что это именно они стреляли с крыш в тех, кто по призыву тогдашнего лидера Народного фронта Витаутаса Ландсбергиса в холодную январскую ночь пришли защищать родину. Сомнения могут развеять лишь материалы того самого уголовного дела, которые общественности почему-то никто не показывает.

Собственно, ничего нового оппозиционный политик не изобретал - он лишь повторил мысли, которые были уже озвучены в некоторых изданных в Литве книгах. Но шум вышел страшный. Палецкиса стали судить за «отрицание советской агрессии». Первый суд в январе 2012 года он выиграл. Прокуратура приговор обжаловала. И тогда к делу подключились возмущенные экс-защитники демократии. И даже написали судье письмо с требованием покарать отщепенца. Этих людей можно понять: за свой подвиг они давно получили медали, пенсии и наделы земли. Двадцать лет рассказывали детям и внукам о том, как победили страшного советского дракона. А теперь получается, что дракон был не таким страшным, как его малевали... Нехорошо.

С ними-то я и вступила в полемику. Дело в том, что суд второй инстанции за три неправильных слова («Свои стреляли в своих!) назначил Альгирдасу Палецкису штраф в 10 400 литов, это около 3 тысяч евро. Получается - по тысяче евро за слово. Я же за все время расследования январских событий 1991 года наговорила уже на гораздо большую сумму. А каким тиражом напечатала - просто ужас! Расплатиться, если что, денег не хватит никаких. Поэтому лишние пару тысяч евро за слова о том, что никакой оккупации Литвы не было, на моем личном кармане уже никак не отразятся...

Но, знаете, о чем вдруг подумалось? Что теперь можно было бы замечательно пополнить весь литовский госбюджет, который в эпоху экономического кризиса настолько худ, что недавно здесь был даже снова реанимирован вопрос о компенсации за «советскую оккупацию». За отстроенные дороги, за промышленность, а также за два полученных благодаря СССР куска земли с неплохими городами - Клайпедой и Вильнюсом. Столицей, между прочим, государства. Одна беда - Россия возмещать ущерб отчего-то не спешит... «От недостатка информации», - простодушно предположила глава Комиссии по вопросу возмещения ущерба от советской оккупации Тераса-Бируте Бурайскайте.

Альгирдас Палецкис.

Альгирдас Палецкис.

Ну так мы сейчас этот недостаток и восполним. Итак, запомните: выраженное вслух сомнение в том, что Литва была оккупирована СССР и подверглась советской агрессии, теперь здесь считается уголовным преступлением и подвергается штрафу. То есть, если на границе каждому приезжающему с российской стороны вместо «здравствуйте» сразу задавать эти два вопроса - можно больше ничего не сеять и не строить. А еще можно сразу заложить сумму штрафа в туристический налог - поскольку ни один нормальный россиянин не признает того, чего не было. Так, глядишь, Литва выйдет из кризиса, 600 тысяч тамошних эмигрантов, уехавших на заработки в Британию и Ирландию, вернутся обратно, и литовские бабушки опять начнут вязать узорчатые носки и плести соломку, а то по причине нехватки туристов нормальных сувениров в Литве найти стало невозможно. ...

Иронизировать на эту тему можно много. Но стоит ли? Факт остается фактом - делом Палецкиса Литва создала прецедент и обещает теперь карать всех, кто не согласен с ее версией истории. Чувствуется, что силы на это брошены немереные: прямо у здания окружного суда, где Палецкису зачитывали приговор, развернута выставка детских рисунков на тему советского прошлого. Чудо, а не вернисаж! Из нескольких сотен цветных картинок с бесчисленным множеством танков, телебашен и страшных советских людей в серых шинелях сердце царапают две: советский солдатик утаскивает у литовского мальчика деревянную лошадку (не забудем, не простим! - Г. С.). И на вильнюсскую телебашню наезжает танк с... российским флагом...

Советский солдатик утаскивает у литовского мальчика деревянную лошадку

Советский солдатик утаскивает у литовского мальчика деревянную лошадку

Вы еще сомневаетесь в том, что в головах юного поколения литовских граждан Россию и СССР смешивают не искусственно?

Честно сказать, больше всего в сегодняшней Литве удивляет не это: что рядом с этим детским творчеством спокойно ходят абсолютное большинство остальных дружелюбных литовских жителей, которым и дела нет до всей этой политико-интернетовской истерии. А День России, который праздновался в Вильнюсе буквально за день до суда над Альгирдасом Палецкисом, собрал в парке 20 тысяч человек. Откуда тогда берутся те литовцы, которые подсчитывают ущерб от «оккупации», назначают штрафы за озвученные вслух мысли и мучают детей конкурсами рисунков?

На рисунке видно, как на вильнюсскую телебашню наезжает танк с ...российским флагом

На рисунке видно, как на вильнюсскую телебашню наезжает танк с ...российским флагом

Увы, ответов на эти вопросы из командировки я так и не привезла.