Общество28 июня 2012 17:11

Третью неделю спасатели не могут найти Ан-2, на борту которого были 13 человек

В уральской тайге пропадают самолеты в аномальной зоне
Почетный полярник России Геннадий Чеурин (на первом плане) ищет на карте места, где мог рухнуть самолет, чтобы отправить туда поисковиков.

Почетный полярник России Геннадий Чеурин (на первом плане) ищет на карте места, где мог рухнуть самолет, чтобы отправить туда поисковиков.

Самолет исчез поздно вечером 11 июня в городе Серове, что на севере Свердловской области. Уже на следующий день здесь были развернуты беспрецедентные поиски: кукурузник взялись искать одновременно на земле, с неба и под водой.

Но он словно испарился в воздухе, растаял вместе с пилотом и 12 пассажирами на борту. Ни самолета, ни людей не могут найти до сих пор.

Такого загадочного происшествия в истории нашей страны не было, пожалуй, с 1959 года - со времен страшной и мистической гибели группы студентов-альпинистов (эта трагедия вошла в историю как «Перевал Дятлова»). А она, по жуткому стечению обстоятельств, произошла в этих же краях.

Дневник безуспешных поисков и версии таинственного исчезновения «Аннушки» - в расследовании «КП».

Пропавший в уральской тайге Ан-2 ищут третью неделю
Самолет исчез 11 июня. На борту находились 13 человек. Место, где пропал Ан-2 считается аномальной зоной.

ПОСЛЕДНЕЕ ВИДЕО

…Появление небольшого Ан-2, рычащего над гладью Киселевского водохранилища, заставило отдыхающих на берегу схватиться за мобильники. В этих северных краях самолет - пусть даже кукурузник - гость не частый! Он летел так низко и так сильно махал крыльями, гляди - рухнет в воду! Но через секунду бело-синий кукурузник скрылся за лесом, уходя на посадку на местном, заросшем травой аэродроме…

Это кадры любительской видеосъемки, которая на днях появилась в Интернете. Сегодня это видео - серьезная улика. Ролик был снят 10 июня - за день до исчезновения Ан-2. Следователи выяснили: очевидцу удалось запечатлеть на видео первый «коммерческий рейс», который 50-летний пилот Хатип Кашапов устроил на этом служебном самолете.

Доподлинно известно, что Кашапов с напарником прилетели в Серов из Оренбургской области - Департамент лесного хозяйства Свердловской области заключил договор с его компанией «Авиа-зов» на воздушный мониторинг лесных пожаров.

- Наш аэродром практически не эксплуатируется, - рассказала «КП» директор Серовской посадочной площадки Валентина Соболева (ее муж работает здесь сторожем и почему-то тоже оказался на борту исчезнувшего самолета). - Но раз начальство распорядилось разрешить посадку, мы с радостью приняли гостей. Взлет у них должен был состояться через два-три дня. Ну а свободное время я разрешила провести пилотам на нашей территории…

Хатип Талгатович в эти дни времени зря не терял. Вначале разрешал фотографироваться всем желающим на фоне своей «ласточки» (говорят - бесплатно). А потом решил и подзаработать, пока основная работа стоит. В воскресный день, 10 июня, Кашапов предложил двум семейным парам прогулочный полет за символическую плату. Стражам порядка удалось отыскать и допросить первых «клиентов» летчика.

- Они летали над Киселевским водохранилищем и вокруг Серова, - говорит замначальника областной полиции Виктор Бердников. - По словам этих людей, услуги «воздушного такси» им обошлись всего в три тысячи рублей на четверых! Пилот Кашапов им так и сказал: «С вас полторы тысячи на топливо, и еще полторы - мне в карман!»

Неизвестно, скольким еще людям в тот вечер Кашапов устроил экскурсию по окрестностям с птичьего полета, но уже на следующий день слух о «воздушном такси» стал расползаться по городу. К вечеру всем желающим полетать даже не хватило места в самолете!

Около десяти часов вечера Хатип Кашапов поднял в небо 12 человек. Больше на взлетную площадку серовского аэродрома «Аннушка» не вернулась.

«САМОЛЕТ УГНАЛИ ПЬЯНЫЕ ГАИШНИКИ…»

На аэродроме от улетевших осталось немногое: несколько рюмок, бутылка из-под настойки (говорят, ее распили сторож с пилотом) да несколько отечественных легковушек, брошенных в нескольких метрах от взлетки.

- Муж как был в тапочках и спортивных штанах, так и убежал к самолету, - вспоминает супруга сторожа Юрия Соболева Валентина. - Телефон сотовый оставил.

Начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков...

Начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков...

К утру в полицию потянулись родственники остальных пассажиров, не вернувшихся домой. Среди них - начальник городской ГИБДД Дмитрий Ушаков и его подчиненный - молодой инспектор Максим Маевский. Их присутствие на борту кукурузника мгновенно взорвало Серов. 12 июня город загудел: мол, пьяные гаишники, отмечая День России, рванули кутить в соседнюю область. Не успели на поиски людей выйти спасатели, как областное руководство полиции отрапортовало: начальники улетевших гаишников уволены за «ненадлежащую воспитательную работу с личным составом».

Горожане подхватили: дескать, поделом Ушакову и поделом его шефам! «Вместо того чтобы порядок на дорогах наводить, они пьяными раскатывают!» - возмущались жители Серова на городском интернет-форуме.

...со своим подчиненным, инспектором Максимом Маевским и попросили поднять самолет 11 июня.

...со своим подчиненным, инспектором Максимом Маевским и попросили поднять самолет 11 июня.

Правда, чуть позже выяснилось, что тот же Дмитрий Ушаков 11 июня был с семьей, а Максим Маевский помогал матери вывозить мусор с дачи. А ближе к вечеру друзья позвали на «воздушную прогулку», предложенную заезжим летчиком-бизнесменом…

Тон в комментариях сменился: «Дима - золотой отец, у него двое маленьких детей, к вашему сведению! Он за 10 минут до полета звонил родным и говорил, что им предложили прокатиться 20 минут на самолете. За шесть тысяч рублей со всех…»

Но это уже мало кого волновало. В глазах народа Ушаков остался пьяным ментом, угнавшим самолет то ли ради рыбалки, то ли ради бани.

«ЗДЕСЬ ШКОЛЬНИЦЫ СТО КИЛОМЕТРОВ ПРОШАГАЛИ»

На поиски пропавшего самолета бросили сотни спасателей и полицейских. МЧС также обратилось за помощью к местным жителям - призвав в первую очередь опытных туристов, охотников и спортсменов поскорее выйти в тайгу и в горы. Подключили авиацию - забытый богом аэродром в Серове за несколько дней заполонили самолеты из соседних областей, вертолеты, беспилотники. Казалось, что с такими ресурсами Ан-2 должны обнаружить в самое ближайшее время - не иголка же в стоге сена! Но…

Еще через несколько дней власти признали: улетевшие сделали все возможное, чтобы их было невозможно найти. Все сошлось в одном: пилот, решивший подзаработать, нарушение всех правил выхода в воздушное пространство (разрешение на взлет летчику никто не давал), отсутствие на борту навигатора и карты (они были оставлены в здании аэродрома). Почему-то не сработал «маячок», который должен был просигнализировать о месте самолета (этот маячок, утверждают в оренбургской прокуратуре, был установлен на борту). И, судя по всему, неместный пилот (и, похоже, не совсем трезвый) летел в ночь, куда глаза глядят…

Фото: Ринат НИЗАМОВ

На десятый день поиски должны были завершиться по регламенту, но не в этом случае. На карту была поставлена в том числе репутация нового свердловского губернатора Евгения Куйвашева - он лично пообещал родственникам пропавших людей во чтобы то ни стало найти самолет.

Родственники этой надеждой теперь и живут. Им ежедневно докладывают последние новости из штаба. Они знают, что зона поисков поделена на квадраты среди сотен спасателей, которые каждый день стягиваются в Серов со всего Урала. Поисковиков размещают в школах.

Рано утром отправляемся с одной из групп спасателей прочесывать участок леса рядом с городом Карпинском. Это недалеко от лагеря спасателей. В более труднодоступные места поисковиков везут на автобусах, а потом на тяжелой технике - «Тиграх», «КамАЗах», «Уралах».

В нашей группе десять молодых ребят-спасателей. Они предупреждают нас:

- Эй, корреспонденты, укутывайтесь лучше!

В лесу под плюс 30, а мы надеваем свитера, куртки. Джинсы натягиваем поверх резиновых сапог. С ног до головы обрабатываем себя спреем от клещей, которых здесь тьма.

- Не поможет! - машет рукой один из эмчээсников и приматывает штанины к сапогам скотчем: - Вот так клещи точно не залезут!

На просеке мы выстраиваемся в цепочку на расстоянии видимости друг друга - чтобы не потеряться. Просят чаще делать переклички. Пошагали…

Фото: Ринат НИЗАМОВ

Лес очень густой, разный. По лицу бьют ветки елок, за тобой тянется туча комаров, слепни. Но через час на это не обращаешь внимания. Только глаза щиплет от пота, который течет со лба.

Вскоре встречаем небольшую речку, умываемся и напиваемся ледяной водой вдоволь.

- В 80-х годах здесь же пропали отец и сын Легкоступы, - рассказывает во время перекура один из спасателей. - Мужики - опытные охотники, рыбаки. Так и не нашли…

- Так искали, значит! - говорит другой парень, наполняя бутылку. - Помнишь, в 2007 году мы под Краснотурьинском двух девочек московских искали? Нашли же!

Речь идет о Маше Сорокиной и Маше Тарнопольской, которые приезжали на Северный Урал в составе кружка «Юный биолог» Московского зоопарка. Дети пропали в районе заповедника «Денежкин Камень», где сейчас также разыскивают пропавший самолет. К счастью, школьниц нашли живыми и невредимыми через неделю - они ушли от своего лагеря на сто километров! За все время скитаний девочки ели только ягоды и спали на поваленных кедрах.

Но то был август. Сейчас же в здешних лесах ягодами и грибами не разживешься…

НАШЛИ АН-2, НО ДРУГОЙ

Порядка десяти километров мы прошли за неполные пять часов. Вышли к водохранилищу и вместе со спасателями без сил рухнули на берег под обжигающее солнце. Взмокшие парни стали выжимать футболки.

С собой им дали один сухпаек с крекерами, кашей и тушенкой.

- Не густо! - разочарованно вздохнули эмчеэсники, разделяя консервы поровну.

На «десерт» оставили «энергетический порошок», который разбавили в мутной воде из водоема. Это и выпили. Впереди предстояла обратная дорога через ту же непролазную тайгу. Только обратно идти было чуть легче - нога в ногу, так как территория уже обследована.

Перед отправлением один из ребят связался со старшим на базе.

- Ну что там у вас? - прохрипело в рации.

- Что-что? Самолет нашли! - устало пошутил спасатель.

- Очень смешно, - ответили на базе.

Спасатели каждый час сверяются по карте, иначе в этих местах можно запросто заблудиться.

Спасатели каждый час сверяются по карте, иначе в этих местах можно запросто заблудиться.

Впрочем, Ан-2 спасатели действительно обнаружили - через несколько дней в районе деревни Кондратьева. Правда, это другой самолет. И если быть точнее, то нашли только корпус со снятым мотором, сквозь который давно проросли деревья. Как он оказался тут, непонятно: одни жители деревни говорят, что на нем разбились еще несколько десятков лет назад, другие - что его просто бросили в тайге как ненужный хлам. В этот же день неподалеку от этого места во время облета обнаружили еще одни обломки - вертолета Ми-8.

- Тоже старый металлолом! - загадочно объяснили воздушные разведчики.

…Из леса мы вышли вечером. На базе, где в котелках уже дымился суп для спасателей, мы осмотрели друг друга на клещей. Вроде пронесло - помог скотч.

Но повезло не всем участникам поисковой операции. На вечернем заседании штаба объявили, что клещи покусали уже четырех спасателей. Есть и еще хуже новости: в горной речке из-за поднявшегося уровня воды едва не утонул полицейский, участвующий в поиске. Его вовремя спасли товарищи.

- У родственников с каждым днем тает надежда увидеть своих родных живыми, - объясняют психологи МЧС, которые работают в Серове. - Но надо продолжать надеяться только на лучшее. Поиски не прекратят ни в коем случае!

ХРОНИКА ПРОПАВШИХ САМОЛЕТОВ

1934 год. Во время операции по спасению челюскинцев пропал самолет Ант-4, на котором летел Анатолий Ляпидевский. Несколько дней о его судьбе ничего не было известно, пока, наконец, поисковая группа не нашла самолет. Из-за вынужденной посадки у него было поломано шасси. Вскоре нашелся и сам летчик. Один из местных жителей одолжил ему собачью упряжку, на которой тот добрался до ближайшей мастерской за деталями для ремонта шасси.

1937 год. Советский летчик Сигизмунд Леваневский на четырехмоторном самолете ДБ-А вылетел из Москвы на Аляску. На борту, кроме него, находились еще пять человек. Они должны были лететь через Северный полюс. На следующий день, когда самолет пролетал над советским побережьем Северного Ледовитого океана, Леваневский сообщил о плохих метеоусловиях и неполадках в двигателе. Это было последнее сообщение. Самолет до сих пор не нашли.

19 сентября 1964 г. Катастрофа Ми-4А В Якутии, в районе Учура. Экипаж вылетел по маршруту Учур - Мегускан для обслуживания геологов и через 18 минут полета сообщил о том, что возвращается в связи с начавшимся снегопадом. Затем связь с экипажем была потеряна. Произведенными поисками вертолет не найден. Вертолет пропал без вести. Обломки и останки экипажа найдены 3 октября 1974 года, (летел 18 мин, а нашли спустя 10 лет!)

26 августа 1974 года. Катастрофа Ми-6А Архангельского УГА близ Воркуты.

Вертолет летел на место работ в Надым и перевозил топливозаправщик. Экипаж отклонился от маршрута и продолжил полет над горным районом на высоте ниже безопасной. Вертолет столкнулся со склоном горы.

Из-за несогласованных действий диспетчерских служб Воркуты и Салехарда поиск вертолета был начат с большим опозданием. Поиски не принесли результата. Разрушенный вертолет был найден случайно геологами только в 1983 году.

1994 год. В Селемджинском районе Амурской области пропал вертолет Ми-2 на борту которого перевозилось 40 кг золота. Поиски не дали никаких результатов. Только на следующий год останки вертолета, тела членов экипажа, а также золото случайно нашла группа охотников.

3 февраля 2002 года. В Чечне пропал вертолет Ми-24. На его борту были три человека. Экипаж вылетел с заданием вывезти больных из Итум-Калинского пограничного отряда, что на границе России и Грузии.

26 декабря 2006 года. В Приморье пропал частный вертолет, летевший рейсом Арсеньев - село Ясное. После дозаправки вертолет Ми-2 полетел обратным курсом и пропал. На его борту были три человека.

ГДЕ ИЩУТ ИСЧЕЗНУВШИЙ АН-2

Ушел на базу

Поиски самолета обрастают странными деталями, которым бы позавидовали даже сценаристы знаменитого мистического сериала Lost про исчезнувший самолет. Кто-то пустил слух, что самолет сбили ракетчики секретной военной базы, спрятанной в тайге. А экстрасенс из Казахстана прислал письмо в оперативный штаб с требованием обследовать зловещий Перевал Дятлова. Тайны гибели 9 студентов не раскрыта до сих пор, спустя полвека. От Серова до Перевала Дятлова около 250 километров. Ан-2 с полным баком топлива мог вполне долететь и сюда. Наш спецкор Ринат Низамов из этих двух версий первым делом решил проверить наиболее реалистичную. Вместе с видеооператором он двинул через тайгу к той самой секретной военной базе. Продолжение читайте в завтрашнем номере.

Фото: Ринат НИЗАМОВ

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Эти места аномальные - они меняют показания компаса»

Недавно к поискам самолета подключили Директора учебного центра по предотвращению социальных и природных ЧС, почетного полярника России Геннадия Чеурина. Он ответил на наши вопросы.

- Геннадий Семенович, как вы видите свое участие в поисково-спасательной операции? И можно ли ее уже назвать спасательной или она все же поисковая?

- Сейчас поисковая. МЧС просто прочесывают все участки. 160 квадратных километров на 3-4 года поисков хватит. Моя задача понять, где наиболее подозрительные места, чтобы направлять поисковиков именно в эти районы. Поэтому любую информацию, даже самую косвенную и несуразную тщательно рассматривают и отрабатывают. Таков алгоритм действий. Раз за разом спасатели прочесывают районы, иной раз одни и те же. Тот, кто бывал в тайге, знает, что можно наступить на вещь и не заметить ее. Мне хотелось, чтобы люди понимали специфику работы спасателей и прощали им медлительный поиск. Я приехал, не для того, что бы заниматься спасением и оказанием помощи, это дело МЧС, я изучаю поведения человека непосредственно перед катастрофой. Пытаюсь вычислить, как человек принимал решение, которые могли привести к ЧП. Я сюда приехал, чтобы повстречаться с родственниками и понять, логику людей на борту. В первую очередь, конечно же, пилота. Поскольку рейс был специфический, и люди на борту могли принимать решения прямо непосредственно в полете. Вроде: «А полетели вон туда!». А это уже признанный факт, что они летали без всякого задания, просто так, смотреть красоты. Командир экипажа – это отдельный разговор. Человек приехал с юга, из Оренбургской области, ему не знакомы специфики местных гор, магнитных аномалий. Хотя я знаю, что в Оренбургской области тоже есть магнитные аномалии, но они там совсем другие. Третье измерение в горах, для степного человека непривычны. Вечер, сумерки, заход солнца не на западе, а на севере, очень сильные магнитные аномалии в районе Конжаковского камня – все это могло сказаться на решениях, которые он принимал. И это не предложение, это данность.

- Уже несколько недель прошло, появляется очень много информации, в том числе и достоверной – кто и как полетели, например. Как вы думаете, что могло произойти с самолетом? Какие у вас есть версии?

- Скорее всего «кукурузник» заблудился над Конжаком и куда-то не туда полетел, а вот куда – неизвестно. Наша главная задача – определить его местонахождения. Это работа спасателей, родственники тоже могут помочь своей интуицией. Близкие люди могут чувствовать то место, где находится его родные.

- Вы очень хорошо знаете Север Свердловской области, все туристические места, расскажите о местности Конжаковского камня, об аномалиях, которые там существуют, о сложностях природного ландшафта.

- Конжак – мекка для всех туристов. Сколько себя помню, всегда проводил там много времени, особенно в 90-х годах. Группы туда водил – там же белые ночи! Конжак находится в стороне от главного хребта. Конжаковский камень, если посмотреть на него со стороны, - одинокий исполин, который высовывается из леса. Я неоднократно наблюдал, например, с Денежкиного камня – безоблачное небо над возвышающимся Конжаком, но стоило взглянуть на него буквально через десять минут , как он уже покрыт облаками. Кругом ничего нет, а Конжаковский камень сплошь в облаках. Это все из-за платы, ровной площадки – огромной, 3 на 4 километра, там бьют на высоте 1200-1300 метров бьют артезианские ключи, которые выходят непосредственно из земли. Есть даже небольшие озерца. Испарение от ключей вызывают облака прямо над Конжаковским камнем. Они не откуда-то приходят, а формируются прямо здесь и сейчас. Так же там близко залегающие полезные ископаемые – они меняют показания компаса градусов на сорок. Туристы, когда ходят на Конжак, стараются не пользоваться компасом, чтобы не заблудиться.

- Поэтому те места аномальны?

- Да! У нас же есть внутренний компас, и на него все это тоже действует. Человек незнакомый с этими особенностями, может легко растеряться. Возникает спонтанная головная боль, человек становится неадекватным. Мы уральцы к этому привычны, мы уже спокойно работаем там. Если грамотно использовать эти магнитные аномалии, то они могут излечить посттравматические стрессы.

- Какое современное оборудование используется, чтобы обнаружить самолет? Или в этих краях ничего кроме человеческого фактора, шаг в шаг осмотр местности, не поможет?

- В данном случае, не будем сбрасывать со счетов современное оборудование. Лично я к технике отношусь скептически, но что можно использовать – аэро-космическая съемка, которая постоянно ведется со спутников. Из снимков составляется безоблачная карта земли. Когда накапливается много кадров их можно сравнить и увидеть какие-то предметы, которых неделю назад не было. Это используется для поисков самолета. Если замечают какие-то подозрительные вещи, в эти места генерал Андрей Заленский отправляет наземную группу. Так уже было несколько раз – и каждый раз ложно.

- У всех пассажиров были мобильные телефоны, родственникам приходили смски. Почему пропавших людей не могут вычислить по сотовым?

-Вряд ли здешняя территория охвачена зоной доступа больше чем на 10-15 процентов. В горах любая расщелина, может оказаться местом отсутствия доступа. Скорее всего, именно в такой зоне они и оказались. Вероятность найти их по мобильникам практически равна нулю. А смска пришла, потому что очень долго обрабатывалась на сервере. Бывает, и письма по электронной почте приходят через несколько суток.

-Наши коллеги летали над тайгой на губернаторском вертолете и видели лес с высоты птичьего полета, и внизу все сливается в одну зеленую квартиру. Сегодня, я так понимаю, роль авиации просматривать видимые объекты – просеки, дорожки, поляны, водоемы, а не горы и лес?

- Насколько я знаю, когда самолет летает над местностью, у него есть четкий квадрат. Даже если там сплошное зеленое море тайги, самолет тогда ходит спиралью – четко идет по курс, потом залетает и летит параллельно. Так он прочесывает местность, это не беспорядочные полеты – а тщательно продуманное, планомерное просматривание полос.

- Какую надежду вы можете дать родственникам, пропавших людей? Они сейчас цепляются за любой шанс.

- Пока их не нашли мертвыми, они считаются живыми. Когда нас спрашивают, живы ли они, мы однозначно отвечаем - да.

ВОПРОС ДНЯ

В ходе поисков пропавшего самолета Ан-2 на Урале неожиданно нашли обломки двух других летательных аппаратов. Наш вопрос:

Что еще у нас можно найти, если хорошенько поискать?

Ирина ХАКАМАДА, политик:

- Да много чего! Можно найти затонувшие подлодки, запрятанные украшения дворянства, которое убегало от революции 1917 года, а можно найти и наличные денежки, запрятанные под подушку или в сейфы.

Егор ХОЛМОГОРОВ, главный редактор «Русского обозревателя»:

- Сколько всего интересного можно найти, если перестать держать нашу археологию в полупридушенном состоянии! Ведь русская земля хранит в себе еще немало мистических загадок и тайн и терпеливо ждет своего Генриха Шлимана.

Михаил ВОЛКОВ, программист, Саратов:

- Давайте уже наконец поищем нормальных футболистов! Из 140 миллионов человек в нашей стране 11 талантливых по-любому найдется. Второго такого позора, как на Евро-2012, наши болельщики не выдержат.

Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ, писатель:

- Нам надо поискать три вещи - две из них в пределах нашей страны, а одну за рубежом. У нас были национальная идея и патриотизм, но они затерялись. А чтобы их отыскать, нужно вернуть деньги, которые вывозят за границу наши чиновники. Когда здесь будут их финансы, им придется полюбить Родину.

Олег КОРОТКОВ, кладоискатель, Н. Новгород:

- Клады, конечно! В Нижегородской области за рекой Алатырь у села Михайловка зарыты несметные сокровища Степана Ра­зина. Поиски шли долгие годы, но клад не каждому открывается. Поеду в этом году - попытаю счастья.

Дмитрий БЫКОВ, писатель, поэт, журналист:

- Совесть. У нас огромная аномальная территория, на которой она периодически пропадает. Но как показывает опыт, все аномалии с годами исправляются. Найдется!

Марк ЗАХАРОВ, худрук театра «Ленком»:

- Самое полезное и необходимое для всеобщего отрезвления можно найти в засекреченных архивах. В том числе и потому, что их до сих пор не рассекретили.

Ваган КАРКАРЬЯН, член-корреспондент Российской академии архитектуры, Самара:

- Мы, например, ищем, куда пропал памятник Александру Второму, который раньше стоял в Самаре на площади Революции. И есть большие шансы, что нам это удастся.

Кристина, слушательница радио «КП»:

- Ну, если хорошенько поискать, то и синюю птицу, и цветы папоротника, и птицу Феникс, и русалку...

Евгения, читательница сайта KP.RU:

- Например, можно найти украденные народные деньги. Правда, если их вернуть, наверняка эти деньги украдут еще раз, и придется искать в другом месте.

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Родственники пропавшего пилота надеются на чудо

Поиски словно растворившегося в воздухе 11 июня «Ан-2» продолжаются. И хотя в произошедшем много неясностей, земляки пилота, которого обвиняют в том, что он поднял самолет в небо ради собственного обогащения и, возможно, даже был не трезв, уверены, что он ни в чем не виноват.

С любимой женой

С любимой женой

Звоню на домашний телефон Кашаповых, уже через пару секунд трубку хватает женщина, голос такой молодой, что сразу и не подумаешь, что это жена 50-летнего пилота. Вместе с Хатипом Рания вырастила троих замечательных детей. Такое ощущение, что в их доме круглые сутки ждут новостей, не отходя от телефонного аппарата. На днях вместе с одним из сыновей Рания вернулась из Свердловской области, откуда последний раз взлетал их родной человек.

Вернулись из-за того, что неподготовленному человеку участвовать в поисках очень сложно.Услышав, что беспокоят журналисты, голос Рании меняет интонацию.

- Ничего нового, - и бросила трубку.

С нами согласился пообщаться первый наставник пилота, который летал в паре с Хатипом, когда тот 20-летним парнишкой только пришел в авиацию сразу после окончания Бугурусланского летного училища, устроился на работу в аэропорт Орска. Мужчина и сейчас не теряет связи с семьей Кашаповых.

- Хатип с детства грезил небом, поэтому все схватывал на лету. Не могу поверить в случившееся, остается только догадываться, что там произошло. Кто-то явно что-то недоговаривает. Последний раз мы год назад виделись в аэроклубе, он как раз собирался в командировку в Астраханскую область, тоже патрулировать лесные пожары, - рассказал «КП» ныне руководитель производственно-диспетчерской службы орскогоаэропорта Искандер Абдулов. - На здоровье никогда не жаловался, медкомиссию всегдабез проблем проходил.

Хатип за штурвалом

Хатип за штурвалом

То же самое утверждает и директор Бугурусланского летного училища Сергей Степанов, с которым Кашапов вместе учился:

- Не верю я, что Хатип способен подвергать людей риску из желания побольше заработать, слишком добросовестным всегда был.

Кстати, 22 июня в «летке» состоялась встреча выпускников 1982 года. Ровно 30 лет из стен этого заведения вышел и Кашапов. Он тоже обещал прийти, но, к сожалению, однокашники отмечали «прилет» в родное гнездо без него. По поводу того, мог ли Хатип подрабатывать таким образом, бывшие коллеги тоже недоуменно пожимают плечами. Не понимают, зачем самим жителям Серова это понадобилось.

- Для таких же целей есть специальные авиаспортклубы, где на «Ан-2» можно и экскурсию совершить, и самому научиться держать в руках штурвал. Цены вполне приемлемые. Никогда подобным извозом не занимались. Хотя если учесть, что самолет путешествовал на небольшой высоте, логично, что он скрывался таким образом, чтобы его не засекли радиолокаторы, полет-то был ни с кем не согласован. Да и с топливом проблем давно нет. Это раньше в баки воздушных суден заливали лишь специальное авиатопливо, которое привозили из Уфы, у него октановое число выше, что дает больше мощностей. Теперь разрешают обычный автомобильный «Аи-95».

Возможно, азарт пилота подогрели сами местные жители, толпой выстраиваясь усамолета, чтобы сфотографироваться.

Ан-2 пропал в аномальной зоне уральской тайги?
Смотрите на ТВ КП фильм "Lost по-русски"