Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество4 июля 2012 22:00

Тайна «золотого борта»

Почти месяц на Урале ищут самолет Ан-2. Наш эксперт объясняет, что могло с ним случиться, и вспоминает похожий случай на Дальнем Востоке... [видео]

Вечером 11 июня пилот «кукурузника» поднялся в воздух с аэродрома города Серова. Судя по всему, решил подзаработать, устроив ­неофициальную экскурсию для 12 пассажиров, в том числе - начальника местной ГИБДД Дмитрия Ушакова. Самолет пропал. Версии ходят самые разные, вплоть до мистических. Ведь неподалеку знаменитый перевал Дятлова, где в 1959 году погибла при странных обстоятельствах группа лыжников. Вспоминается в этой связи еще одна трагедия - вертолета Ми-2 на Дальнем Востоке. О ней рассказал «Комсомолке» бывший вице-премьер России Владимир ПОЛЕВАНОВ.

- 30 октября 1994 года в Селемджинском районе Амурской области пропал «борт» с грузом золота. 60 кг драгоценного металла, добытого старательской артелью «Родина», сопровождали охранники с пистолетами. Плюс летчики. Всего восемь человек. Им предстояло преодолеть 250 километров до Февральска. До места назначения вертолет не долетел, связь с экипажем оборвалась. Я тогда был губернатором Амурской области - возглавил штаб по поиску Ми-2. Мы подняли все силы, до 30 «бортов» местной авиации висели в воздухе, осматривая тайгу. Вызвали из Москвы самолет МЧС. Он провел магнитометрическую разведку огромной площади. Обнаружил несколько тысяч следов металла: тракторные гусеницы, брошенные бульдозеры и т. д. Сто лет в этом крае добывалось золото, тайга нашпигована железом. Поэтому магнитометрическая разведка не помогла. 15 дней продолжались интенсивные поиски. Вертолет как в воду канул! В середине ноября пришел циклон и засыпал тайгу глубоким снегом. Поиски пришлось прекратить.

- Какие версии ходили, Владимир Павлович?

- Что вертолет захватил кто-то из охранников, прельстившись четырьмя пудами золота. Принудил экипаж сесть в укромном месте, перестрелял остальных и скрылся с золотишком...

За день до прекращения поисков получаю из Москвы телеграмму, что я назначен на пост председателя Госкомимущества России в должности вице-премьера. Вместо ушедшего на повышение Чубайса. И должен срочно вылететь в столицу. Известие было для меня неожиданным, поскольку связей в Москве не имел, к группировкам властным не принадлежал. Сразу пошли слухи, даже публикации в прессе, мол, есть «неопровержимые доказательства»: пропажу «золотого вертолета» организовал губернатор, чтобы расплатиться за свое высокое назначение, отблагодарить московских покровителей. Чуть ли не самого Ельцина! Мне-то легко было махнуть рукой на грязные вымыслы. А жена оставалась тогда в Благовещенске, после каждой такой публикации выслушивала по телефону издевательства и угрозы. Сплетники на­мекали, что губернатору, дескать, было нетрудно совершить это преступление, ведь он - бывший геолог, опытный искатель россыпей, добытчик золотых самородков, знаток дальневосточной тайги, всех укромных мест.

- Чем закончилась история?

- По иронии судьбы ровно через год, 30 октября 1995 года, двое охотников ставили капканы на зверя в приамурской тайге. И нашли разбитый вертолет, восемь объеденных медведями трупов, шесть контейнеров с золотом, пять пистолетов, документы. Похоже, вертолет попал в снежный заряд, видимость нулевая. Когда полностью кончилось горючее, Ми-2 упал, фактически ввинтившись в вековую тайгу. Там тридцатиметровые ели. Он не сломал ни одной при падении. Ели над ним сомкнулись. Пожара не было, поскольку топливные баки пусты. Поэтому сверху и нельзя было увидеть место катастрофы. Никаких следов!

Золото охотники сдали, получили хорошее вознаграждение от артели. Так закончилась эпопея с «золотым бортом». Если бы не охотники, он так и лежал бы доныне под кронами елей, числился пропавшим.

Тот самый «кукурузник», ныне затерявшийся где-то на Урале. В воздух поднялись 13 человек. Где же они приземлились?

Тот самый «кукурузник», ныне затерявшийся где-то на Урале. В воздух поднялись 13 человек. Где же они приземлились?

- Владимир Павлович, а что думаете о пропавшем уральском «кукурузнике»?

- Ввинтиться в тайгу и стать невидимкой под кронами для наблюдателей сверху Ан-2 не может. Обязательно поломает деревья при падении. Так что амурский вариант тут не проходит. На мой взгляд, он упал в озеро, реку или болото. Потому и не могут найти. Не знаю, проводили ли на Урале магнитометрическую разведку в районе возможной катастрофы «кукурузника». Если нет, то стоит сделать. И как можно быстрее.

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Чудо в Андах

В пятницу, 13(!) октября 1972 года, в аргентинских Андах в сильном тумане разбился самолет уругвайских ВВС. Команда из Уругвая по регби «Олд Кристианс» летела на матч в Чили. Три страны искало белый самолет в заснеженных труднодоступных горах. На восьмой день поиски прекратили, посчитав, что никому спастись не удалось. Всего вместе с экипажем, родственниками, спонсорами и спортсменами на борту было 45 человек. Часть действительно погибла сразу при столкновении самолета со скалой, кто-то умер позже от холода, ран. Но 16 смогли выжить в суровых условиях гор - их нашли спасатели через 72 дня! После того как двое пассажиров десять дней брели по горам и вышли наконец на чилийскую ферму. Фермер и сообщил властям о выживших в катастрофе. О чуде в Андах написаны книги, сняты фильмы.

Кстати, на борту пропавшего на Урале Ан-2 были 13 (!) человек. Но отбросим мистику в сторону. Хочется верить, что все живы. В советские времена я работал в Томске. Много летал на «кукурузниках» в дальние места области. К нефтяникам, геологам, лесорубам. Над вековой тайгой. ­Ан-2 - надежная машина, может сесть в любом месте. К тому же сейчас лето. Легче выжить попавшим в беду людям.

Через 72 дня спасатели нашли разбившийся в Андах самолет. 16 пассажиров выжили!

Через 72 дня спасатели нашли разбившийся в Андах самолет. 16 пассажиров выжили!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Легенды о пропавших самолетах и пилотах

Сигизмунд ЛЕВАНЕВСКИЙ, один из первых Героев Советского Союза. 12 августа 1937 года отправился на экспериментальном четырехмоторном ДБ-А из Москвы на Аляску через Северный полюс. Экипаж - 6 человек. 13 августа, пролетая над побережьем Северного Ледовитого океана, сообщил об отказе двигателя. Больше на связь не выходил. Самолет не нашли. Тайна гибели экипажа до сих пор не раскрыта. Версии ходят разные. Вплоть до того, что поляк Леваневский бежал на Запад от сталинского режима, чекисты его вернули и убили в застенках Лубянки.

Гленн МИЛЛЕР, легендарный американский музыкант. Прославившийся фильмом «Серенада Солнечной долины». Во Вторую мировую создал военный оркестр. Поднимал боевой дух солдат антигитлеровской коалиции. 15 декабря 1944-го вылетел из Англии во Францию на одномоторном самолете «Норсман С-64» - готовить концерт. Над Ла-Маншем стоял густой туман. Самолет бесследно пропал. Как и Миллер.

Версии противоречивые. Якобы самолет сбили немцы, а то и сами союзники по ошибке. А еще - что музыкант-де умер в борделе в объятиях проститутки. Чтобы скрыть позорную смерть героя, придумали «авиакатастрофу». Есть и конспирологическая версия, что на самом деле давний агент Коминтерна Миллер, имевший одесские корни, работал в США, а позже - в войсках союзников по заданию НКВД. Красиво, конечно, но слабо верится. .

Руал АМУНДСЕН - великий авиатор, полярный путешественник. Первым достиг Южного полюса. 18 июня 1928 года на гидроплане «Латам-47» отправился искать пропавшую экспедицию Умберто Нобиле, который пытался пролететь на дирижабле над Арктикой. И сам исчез. Генерала Нобиле спасли через пять дней. А поиски гидроплана дали результаты только через несколько лет и совершенно не там, где ожидалось.