Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-7°
Boom metrics
Звезды15 июля 2012 16:04

Автокатастрофа

В прокат выходит новый фильм Дэвида Кроненберга «Космополис»

Опубликованный почти 10 лет назад роман Дона ДеЛилло «Космополис» пугающе современен. Как сказано в самой книге, «работа была не нова, и потому опасна. В новом опасности больше нет». Задолго до финансового кризиса, движения «Оккупируй Уолл-стрит» и маршей в Москве, ДеЛилло успел описать все это (и не только), схватив истерический дух времени, в котором «людям свободного общества уже нет нужды опасаться патологий государства, потому что они сами создают свое безумие, свои массовые конвульсии». Неудивительно, что вещь оказалась Кроненбергу, как ложка к обеду. Правда, к экранизации ее он подошел, пребывая не в лучшей режиссерской форме (последний свой отличный фильм он снял в 2005 году и назывался он «История насилия»). В результате кино получилось совершенно неактуальным — причем сразу во всех смыслах.

Достигший всего финансовый гений (вышедший из «Сумерек» на свет «взрослого» кино Роберт Паттинсон), владелец плещущейся в домашнем аквариуме акулы и советского стратегического бомбардировщика, приобретенного в Казахстане за смешную цену в $31 миллион, решает выбраться из своей 48-комнатной квартиры в Нью-Йорке, купленной только ради цифры в $104 миллиона (все вкусные подробности взяты из романа ДеЛилло, благополучно оскопленного Кроненбергом). Построенная им финансовая империя рушится как карточный домик ввиду крушения йены (в фильме - юаня), но Эрик совсем не стремится ее спасать, напротив, одержимый желанием саморазрушения, старается поскорее вбить кол в собственный гроб. Сильнее этого желания может быть только желание постричься. Время для поездки в парикмахерскую выбрано неудачно: город парализован пробками из-за приезда президента и похорон знаменитого рэппера и взят в заложники толпами протестующих. Телохранители, вооруженные австрийским (в романе - чешским) оружием, откликающимся на звук голоса, считают, что их клиент может стать мишенью для нападения? Что ж, тем лучше.

Телохранители знают, что говорят, хотя убить ушедшего в отрыв младоворотилу мечтают вовсе не антиглобалисты (тем достаточно и «концептуального» удара свежеиспеченным пирогом в глаз), а несчастный ущербный бомж (Пол Джаматти), одержимый Эриком в той же степени, как тот идеей «быть на цивилизацию впереди всех». Когда они, наконец, встретятся, действие окончательно замрет и превратится в театр у микрофона, причем великолепные диалоги ДеЛилло окончательно потеряют смысл и звук.

Осуществившему вивисекцию коротенькой книжки Кроненбергу не хватило смелости полностью перенести действие в лимузин, в котором совершает свое последнее путешествие герой Паттинсона. И не хватило средств развернуть захватывающую футуристическую панораму Космополиса: из соображений экономии Нью-Йорк снимался на родине режиссера, в Канаде, и бедность исполнения, как и концептуальная бедность просто бьют в глаз. Рабски перенося на экран букву, а не дух литературного произведения, Кроненберг оказался тем более неспособен явить на экране ни пресловутый Zeitgeist («дух времени»), ни подорванную технологиями реальность, в которой главному герою все кажется «устаревшим», ни уже давно наступившее прекрасное светлое будущее.

«Талант намного более эротичен, когда он растрачен впустую», - бросает красивую фразу ДеЛилло похотливая героиня Жюльет Бинош. Нельзя сказать, что талант Кроненберга растрачен впустую. Он просто остался в далеком прошлом. И эротического в этом вообще ничего нет.