Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество16 июля 2012 22:00

После драки сибиряки потребовали выгнать из села китайских лесорубов

Наш спецкор отправилась в село Бильчир Иркутской области, чтобы выяснить, из-за чего на самом деле передрались таежные лесорубы [видео]

- Не раздувайте события, - предостерег меня замначальника ГУ МВД по Иркутской области полковник Олег Кнаус. - Какой там межнациональный конфликт? Обычная драка. Причина - ал-ко-голь! Как это в деревне бывает? Кто-то крикнул: «Наших бьют!» И пошла стенка на стенку.

Еду из Иркутска в Бильчир. 165 километров узкой полоски убитого асфальта. Моя легковушка едва разъезжается с огромными лесовозами, идущими пустыми в район и груженными под завязку отборным лесом-кругляком и лесоматериалами (брусом, досками) в обратном направлении - из таежной глухомани в Иркутск.

Прекрасные ландшафты, золотые пески Братского водохранилища чередуются с брошенными полями и еще живыми поселками. Практически в каждом - китайские пилорамы, а по околицам - свалки древесных отходов, неликвидов тайги. Они повсеместно дымят - того и гляди, полыхнет вся округа. Но свалки никто не тушит. Лишь по обочинам - щиты-аншлаги «Берегите лес от огня!».

ЛЕСНАЯ ЛИХОРАДКА

Как и везде по Осинскому району, в Бильчире все время визжит пила, чадят отходы. Через забор, по соседству с «китайской» территорией, начинаются дома и огороды. Не жизнь - душегубка.

Четыре десятка китайцев, не зная покоя, пилят, складируют, грузят, вывозят продукцию круглые сутки. Наши знай подвозят кругляк «КамАЗами». От этой лесной лихорадки всех натурально трясет, да так, что в домах страдает имущество. Местная администрация принимает жалобы: треснула печь, поехала крыша…

Хозяин китайцев, гражданин России, житель Иркутска и, как он сам себя назвал, «простой молодой парень» Андрей Тян, исходя из сложной международной обстановки в селе, ввел для китайцев запрет выходить за ворота, покидать территорию.

Но кое-кто покидает. Ходят рано утром порыбачить, потому что рыбы здесь нынче как никогда. По весне, в апреле, выше по течению в соседнем районе в Ангару вылили нефть, много нефти, пятно - 10 км. И рыба бросилась из отравленной реки в пока еще чистое Братское море. Так что в Бильчире и во всем Осинском районе этим летом хоть заловись! Китайцы, похоже, вовсю браконьерствуют - добывают крупную рыбу гарпунами и острогами. Иначе откуда бы эти запрещенные в России орудия для рыбной ловли взялись на лесопилке в момент внезапного нападения местных?

Как говорит мне предприниматель Лариса Мохосова, китайцы вообще ведут себя как-то уж совсем по-хозяйски.

- У нас их боятся. А я не боюсь. Все скажу! Заходят, как к себе домой, прямо за прилавок, лезут в холодильник за колбасой, ругаются матом. Наших толкают. А сделаешь им замечание, огрызаются: «Скоро тут только мы останемся». Это как понимать?!

За несколько минут магазинное крыльцо наговорило мне ужасов на пару-тройку блокбастеров. Про ядовитые химикаты, что используют китайцы. Один из наших, говорят, поскользнулся, упал в эту жижу и растворился. Про змей, которых иностранные «друзья» запустили в водохранилище. Про то, как убили китайца в соседнем селе неизвестные в масках.

- У меня, - поделилась одна, - муж на пилораме работал. Это каторга. Причем за гроши. Не выдержал, ушел. Я скоро забеременела, но неудачно - выкидыш. Точно говорю: какой-то пакостью мой мужик там надышался…

- А еще китайцы девчонок наших лапают, - гудят женщины, - похабное видео им показывают, тычут в нос своими мобильниками…

Секретов в селе не бывает - жалобы от родителей девочек докатились до администрации. Как говорит замглавы Бильчира Ирина Огородникова, собрала недавно местная власть делегацию, нанесла на пилораму визит. Дипломатично объяснила, мол, не лезьте к несовершеннолетним. Жалобы прекратились.

В общем, котел недовольства до поры до времени только побулькивал. А в июне взорвался.

Иероглифы на русском «деревянном кружеве» - китайский овощной магазинчик.

Иероглифы на русском «деревянном кружеве» - китайский овощной магазинчик.

«Наших бьют!»

Массовая драка, случившаяся в Бильчире, началась и правда с алкоголя. Бережок, компания, «культурный отдых с распитием». А тут работники пилорамы идут постираться. Ну как не схлестнуться, как не послать друг друга подальше? Один из китайцев, не будь дурак, позвонил по мобильному - тут же примчался грузовик с земляками. Наши, задавленные превосходящим числом противника, временно отступили. Но вскоре, скучковавшись с ребятами из Бильчира и соседних поселков, подъехали к пилораме - «поговорить».

- Я тоже подъехал, - делится местный предприниматель Семен Халтаев. - Зачем? Да просто хотел спросить, почему китайцы так дешево лес принимают.

С недавних пор цена за лес стала для Бильчира больным вопросом. Принимали-то по 20 - 25 тыс. руб. за машину, но незадолго до событий резко снизили цену - до 9. И что обидно, ни о чем не предупредили, будто местные мужики не люди, а дикари…

Цивилизованно «поговорить» не получилось.

- Я подъехал в тот момент, когда они стояли стенка на стенку, а из ворот выкатывались два автопогрузчика, - рассказал мне глава администрации Бильчира Борис Хошхоев. - Что делать? Пошел им навстречу, кричу: «Стоять!» Они остановились. Уговорил решать проблемы мирным путем. На том и разошлись.

Оказалось, это была всего лишь передышка. «Как стемнеет, будем брать», - видимо, именно так решили обиженные бильчирцы. И ближе к ночи, собрав дружину уже в полторы сотни голов, вновь подступились к пилораме. Теперь уже не только, чтоб «поговорить». Иначе зачем в бутылки сливали бензин, затыкали их тряпками, тряпки поджигали, бросали «зажигалки» под деревянный забор?

Полиция появилась вовремя. Страсти сошли на нет. Огонь погасили - поселок и пилорама остались целы. Все, слава богу, живы. Владелец пилорамы Андрей Тян гасит имущественный и прочий ущерб, нанесенный в ходе побоища местным жителям, в обмен на расписки, что потерпевшие претензий к нему не имеют. Сам Тян и побитые в драке китайцы заявлений в полицию не писали. Синяки и иной «вред здоровью» лечили самостоятельно.

Лесное село после драки: китайцы носа не высовывают за пределы лесопилки

Лесное село после драки: китайцы носа не высовывают за пределы лесопилки

Жадины, идите лесом!

После битвы у пилорамы бильчирцы собрались на сельский сход, где в присутствии районных властей, миграционной службы и полиции решили: предприятия с использованием иностранной рабочей силы, расположенные в Бильчире, закрыть! А китайцы пусть идут лесом! Да что с того? Сход вышел немногочисленным (пришли 157 человек, надо было на сотню больше), а значит, нелегитимным, объяснил народу районный прокурор.

Кстати, выдворить китайцев по закону никуда нельзя. УФМС России по Иркутской области проверило всех работников пилорамы и не нашло, к чему придраться. Все официально оформлены на работу в России и стоят на миграционном учете.

Иркутская «воруйка»

Конечно, лесопилка Андрея Тяна - головная боль бильчирцев. Но с другой стороны…

- Китайцы , конечно, дают населению жить, - сказал мне местный лесопромышленник Виктор Пяткин. - Но есть одно «но»...

Сам Пяткин тоже дает людям жить - нанимает на работу лесорубов, трактористов, лесопильщиков, причем берет не иностранцев, а своих, осинских. Говорит, из принципа. У него даже техника не китайская. Пилорама белорусская, цех - челябинской разработки, грузовики - «МАЗы», «КамАЗы»… Но с кадрами проблема. Пяткин едва справляется с конкуренцией. Он-то работает «по-белому», а значит, заработки у него значительно жиже тех, что платит «черным лесорубам» Китай. Вот люди и уходят от Пяткина в «воруйку», где ни налогов, ни обязательных платежей. «Воруйка» - опасная болезнь, эпидемия. Этим озорным словом называют в Сибири незаконную рубку леса.

- У нас «черные лесорубы» - практически все. Бильчир тоже весь в лесу, - не стал лакировать действительность глава Осинского района Виктор Богданов. - Вся тайга роздана арендаторам. Есть среди них, конечно, и люди ответственные. Но в основном идет торговля субарендой: заехал в лес - плати, выехал - плати. А где да сколь срубил? Где хошь, там и руби…

Давно известно: Иркутская область рубит «по-черному». В 2010 году - звучат в интервью и на совещаниях чудовищные по сути своей цифры - область «накосила» 6,5 млн. кубов неучтенной древесины, в 2011-м - 7,3 млн. кубов. Теневой оборот растет и подбирается к миллиарду долларов в год.

- У нас мэры часто жалуются на незаконные рубки. Вот позавчера еще один написал, как у них хищнически, варварски расхищают лесные богатства. Ну я чуть ли не прослезился. Извините уж, коллеги, за сарказм, - выразил общий настрой на одном из совещаний первый вице-губернатор области Владимир Пашков.

Те, кому сибирская тайга «не по барабану», еще встречаются, но далеко от Иркутска, в глубинке. Это лесники. Группа риска. Вымирающий вид. Их пора заносить в Красную книгу. Но лесников бьют, стреляют, поджигают, пугают. Они боятся. Нет, говорят, не браконьеров. Боятся, что закроют очередное уголовное дело, вернут технику криминальной бригаде, присудят преступнику псевдонаказание типа «исправработы условно».

Маленький таежный поселок Бильчир - один из многочисленных пунктов А, с которых, собственно, и начинается могучая восточно-сибирская «воруйка» назначением в пункт Б, за границу.

А местные лечат «боевые ранения».

А местные лечат «боевые ранения».

Тайгу порубили на китайские палочки

- Да пусть бы эти китайские лесопилки везде закрыли. Они провоцируют местное население на незаконные рубки. А вместо пунктов приема леса лучше бы организовали пункты приема мясомолочной и прочей сельхозпродукции, - помечтал в разговоре со мной замначальника областного УВД полковник полиции Олег Кнаус.

Его бы устами… В Бильчире и прочих поселках даже фермеры - землепашцы лишь на бумаге. На самом деле, скорбит уже районный отдел сельского хозяйства, они, как и все, валят лес. А земли хоть и «сельхозназначения», пропадают под отходами лесопилок.

В соседнем поселке Жданово тоже работают китайцы. Только в отличие от Бильчира они пилят сибирскую тайгу до «лапши» - производят китайские палочки. Расположилось образцовое предприятие на территории бывшей базы «Заготзерно». Когда-то в районе, объяснили мне местные жители, «колосились» не только китайские палочки, но и пшеница.

Похоже, наших не бьют. Мы бьем себя сами. Но признать это стыдно, опасно. И мы виним чужаков. Вот и владелец бильчирской пилорамы Андрей Тян тоже в июньском ЧП винит не себя, а проклятого конкурента Х. Мол, споил молодежь, натравил на китайцев.

Мы едем с Андреем в его сверкающем джипе, приезжаем в модный иркутский офис и разговариваем, можно сказать, «по душам». «Никогда-никогда, - уверяет мой собеседник, - я не покупал незаконный лес. Те, кто дрался и поджигал пилораму, - говорит Андрей Тян, - нам лес никогда не возил».

Я слушаю и понимаю: мне либо врут, либо этот молодой человек в его якобы самостоятельном бизнесе вовсе не главный - так, пешка в многоходовке.

Лес закупает не «с рук» лесорубов, а у посредников. Те вроде при документах, но кто их проверял? Техника на пилораме у Тяна дешевая и сердитая. Понятно, китайская. Пила - зверь, но быстро ломается, и доска выходит из-под нее средней паршивости, никакая. Своим, отечественным, потребителям такая доска не нужна, вот и гонит наш российский Тян свой горе-продукт в Китай. Там берут все. Там согласны на все. «Нас даже пытаются авансировать, - непонятно чем гордится молодой бизнесмен. - Если покупатель готов это делать и ты выживаешь за счет его денег - почему нет? Это просто деловые отношения».

Тот же «деловизм» и в Бильчире. Разница лишь в том, что выживают иркутский делец и таежный лесоруб-браконьер каждый по-своему. Первый не может без джипа и офиса. Второй - без водки и бензопилы.

Хроника конфликтов

По стране прокатилась волна разборок, которые перерастают в драки со стрельбой. Вот лишь те, что произошли недавно.

21 июня. Кировская область, пос. Демьяново. Драка на лесопилке. Действующие лица - демьяновцы и приезжие дагестанцы, развернувшие в поселке лесной бизнес. Нетрезвые местные обидели племянника дагестанского старейшины. А после обе стороны встретились на пилораме с обрезами, ножами и палками... Крупной заварушки удалось избежать благодаря вмешательству полиции.

30 июня. Свердловская область. Две группы отдыхающих на берегу Белоярского водохранилища переругались из-за громкой музыки. «Сменить пластинку» одна из групп отказалась, началась стрельба (травматика и охотничьи ружья). 5 человек в больнице с огнестрельными ранениями.

2 июля. Ярославль. Офицер, приехавший на отдых из Москвы, стал стрелять по четверым азербайджанцам на берегу реки, отказавшимся сделать потише музыку. По одной из версий, те кинулись на офицера, отобрали оружие и стали расстреливать его. Москвич и его друг оказались в больнице с ранениями, туда же привезли раненых азербайджанцев.

4 июля. Воронеж. У торгового центра студенты дрались стенка на стенку. Конфликт начался из-за того, что ингушский студент сделал неосторожный комплимент девушке своего сокурсника, который и предложил разобраться по-мужски. На встречу приехали десятки учащихся - ингуши и русские. Обошлось без жертв, но двое участников были легко ранены из травматического пистолета.

Личный взгляд

Почему у лесорубов кулаки чешутся?

Есть легенда о полезности гастарбайтеров. Они-де, ну как та песня, нам строить и жить помогают! И Москва без таджиков совсем бы в грязи погрязла, и Сибирь без китайцев погибла бы от безработицы. Вот и моя коллега Островская приводит слова лесопромышленника - китайцы, мол, дают населению жить! Приехали...

На деле же гастарбайтеры крайне выгодны только работодателям и губительны для исконных жителей.

Гастарбайтер в отличие от коренного жителя хозяину не перечит и зарплаты большой не требует, поскольку он существо бесправное. И дай волю всем нашим работодателям, они с радостью поменяли бы всех своих на рабочих из бедных стран под придуманную легенду - русские плохие работники, пьяницы и бездельники. Даже в Большом театре у нас бы балет отплясывали китайцы. За небольшую плату.

Тем и пагубно гастарбайтерство, что оно создает нездоровую конкуренцию, в которой побеждает не ценный, а дешевый работник.

А если бы в нашем случае хозяина лесопилки Андрея Тяна лишили дешевой китайской рабсилы, так что, производство его сгинуло бы? …Да все бы работало, и не хуже, только под матерок своих мужиков. Правда, сам Тян имел бы поменьше личных доходов, но зато не было бы этой межнациональной вражды.

Про великую кражу леса в России я здесь говорить не буду. Про это написаны горы материалов, в том числе и мною - совсем недавно, в репортажах про похожую драку на лесопилке в Демьянове Кировской области.

Мигранты-рабочие, конечно же, не злодеи, но их невольная миссия в том, чтобы нашему рабочему делу вредить. Оттого и эти массовые драки. И не надобно быть пророком, дабы с точностью предсказать, что подобные стычки будут у нас все чаще и чаще, поскольку приток иностранной рабочей силы растет.

Николай ВАРСЕГОВ