Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды16 июля 2012 22:00

Наркотическую зависимость у Луспекаева вызвали сами врачи

Издательство «Зебра Е» выпускает книгу «Госпожа удача» о замечательном актере Павле Луспекаеве [видео]
Татьяна Доронина называла Павла Луспекаева идеальным партнером, вместе они работали в ленинградском БДТ.

Татьяна Доронина называла Павла Луспекаева идеальным партнером, вместе они работали в ленинградском БДТ.

В издательстве «Зебра Е» вышла книжка о замечательном актере Павле Луспекаеве. В книжку вошли воспоминания друзей и коллег, но главная ее ценность - дневники Луспекаева, которые впервые опубликованы полностью. Как его герой богатырь Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни» мужественно сражался с бандитами в кино, так и сам Луспекаев мужественно сражался со смертельным недугом.

Еще будучи молодым актером Луспекаев получил от врачей серьезное предупреждение об угрожающей ему болезни сосудов, проявления которой он испытывал еще в юности. Мучили нестерпимые боли в ногах. Категорически требовали бросить курить. Не смог. А потом пришла наркотическая зависимость от обезболивающих препаратов, от которой актеру удалось избавиться.

ИЗ ДНЕВНИКОВ ЛУСПЕКАЕВА

Проснулся, на сердце холод и тоска. Быстрей за укол (обезболивающий препарат - пантопон. - Ред.) - сделал один, уже не берет. Я за эти пять дней, как мне принесли 40 штук, и Инна (жена актера Инна Кириллова. - Ред.) из поликлиники 10 штук, укололи почти все - осталось 10 штук. Вот что я наделал за эти какие-нибудь пять дней. Надо это дело кончать. За сутки сейчас сделаю еще два, и все! Я перейду на три, а потом на два. Очень буду стараться это выполнить.

...По-моему, я на грани безумия. Я еще кольнул за семь часов уже пять штук. Я идиот просто, и другого имени мне не подобрать. В семь утра я кольнул еще и еще, за восемь часов я сделал восемь уколов. Это бред, меня надо связать и отправить в сумасшедший дом. И какой бы мразью себя ни изругал - этого будет мало, клянусь доченькой. Ведь я верю Богу, судьба моя родная, помоги мне. Ведь я чудовище, я же мерзавец, я должен остановиться.

Но то, чем я заболел, это хуже смерти, хотя говорят, что хуже смерти ничего нет. Смею утверждать, что болезнь психики - это очень плохо. Когда не хватает пантопона и когда распустил себя, принимаешь ту долю, которую принял. Страх такой, который не поддается описанию.

...Мне сегодня опять принесли 20 штук уколов. Я опять все-таки не выдержал и уколол 6 штук. Но сегодня приедет врач и начнет лечение от наркотика. Надо бросать, иначе я погибну.

...Буду ждать утром этого врача-говнюка. Я плохо в него уже верю. Но мне нужен кто угодно, только бы избавиться от моего горя - наркотиков. Пусть приезжает и делает со мной что угодно. Я пойду на муки, только бы скорее избавиться. А мне опять принесли 30 штук, и я, как в прошлый раз, опять все-таки колю, не могу все-таки себя держать, хотя бы на трех сразу. Как только есть, колю самое малое 6 - 7 штук.

...Люди! Я боюсь даже верить, но через три часа будет трое суток, как я сделал последний укол… Я еще подробно все опишу, но муки адовые я прошел.

...Пантопон бросил! Одно слово - молодец! Я не стесняюсь о себе так писать!

О СЪЕМКАХ В «БЕЛОМ СОЛНЦЕ...»

Нелегко было не только Луспекаеву, роптали в киногруппе многие, особенно женщины «гарема». Песчаный ветер сбивал с ног, забивался в глаза. И тогда Луспекаев возглавлял шествие, упрямо продвигался к съемочной площадке на своих протезах (ему ампутировали обе стопы - ред.), молчал – и ропот прекращался. На съемки никогда не соглашался на облегченные мизансцены, не хотел никаких скидок, наоборот, демонстрировал готовность легко выполнить любую режиссерскую задачу. Только когда съемка заканчивалась, группа понимала, какой самоотверженностью оплачивалась эта самая легкость. Ноги отказывали, их заливала обжигающая боль. Спасала близость моря, только в волнах Каспия приходило облегчение.

Каждое утро приходил он с каскадером Александром Массарским на берег, надевал мягкие борцовские ботинки с высокой шнуровкой, привязывал изогнутую железную пластину, и вдвоем они заплывали в глубину моря на два-три километра. Массарский вспоминает: «Однажды плывем, он плавал брассом, вода в море теплая… Но берег еле виден, как вернуться? Я говорю: «Паша, может быть, обратно поплывем?» А он мне отвечает: «А ты что, устал?» Плывем дальше. Я здоровый, да и на два года младше, а ему каково?»

Бывало, что уплывал один, говорил: «Не забудьте»» На берег выйти сам не мог. А однажды в группу прибежал местный мальчишка: «Там ваш сидит артист, и мерзлый весь!»

РАЗОРВАЛАСЬ АОРТА

Последний, 1970-й, год в судьбе Павла Луспекаева переполнен творческими событиями. Зимой начал сниматься в Москве в трехсерийном телевизионном фильме по роману Роберта Пена Уоррена «Вся королевская рать». Он получил роль Вилли Старка.

16 апреля. В воскресенье у Луспекаева съемок не было. Козакову он сказал на следующий день по телефону, что «приятелей из Еревана встретил», по другой версии, его навестили «бандиты» - непрофессиональные актеры, снимавшиеся в «Белом солнце», узнав, что он в Москве. Среди них был его друг - «бандит в красной рубахе», с которым он дрался на баркасе. Встречу отметили.

17 апреля, 2 часа дня. В номер Луспекаева в гостинице «Минск» вошла партнерша по фильму актриса Татьяна Лаврова. Луспекаев лежал мертвый, на губах его, как говорят, застыла улыбка. Он ушел мгновенно, разорвалась аорта.

Провожали Луспекаева в Ленинграде. В связи со 100-летием Ленина все общественные организации города были закрыты. Только директор Ленфильма И. Н. Киселев сказал: «Положу партбилет на стол, а панихида по Паше будет», - и открыл ворота студии.

КОММЕНТАРИЙ

Руководитель наркологической службы Санкт-Петербурга Николай НЕСТЕРОВ:

- В дневнике Луспекаева описание ятрогенной наркозависимости, то есть зависимости, вызванной у больного самим доктором. Люди, страдающие таким заболеванием, как у Луспекаева, практически всегда становятся наркоманами, и врачи смотрят на это сквозь пальцы, потому как понимают, какие боли им приходится терпеть. Заболевание сосудов вызывает закупорку артерий и, как следствие, дикие боли и гангрену. То, как Луспекаев выбрался из этой ситуации, - наглядная демонстрация эффективности методики, которая называется лесенкой. Суть ее в том, чтобы каждый раз уменьшать дозу.