Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды24 июля 2012 9:12

Пианист Денис Мацуев: «Если Онегин и Ленский - любовники, это не новаторство, это - проблема!»

Интервью с известным музыкантом
Денис Мацуев с радостью поздравляет через «Комсомолку» свою давнюю подругу и певицу Марию Максакову

Денис Мацуев с радостью поздравляет через «Комсомолку» свою давнюю подругу и певицу Марию Максакову

Сегодня небольшой, «полукруглый», юбилей у оперной певицы Марии Максаковой - достойной наследницы свой бабушки, легенды Большого театра, и мамы - великолепной российской актрисы Людмилы Максаковой. Денис Мацуев с радостью поздравляет через «Комсомолку» свою давнюю подругу, а заодно напоминает нам, что высокая музыка обречена на бессмертие. И это прекрасно - соглашаемся мы с ним.

- Я сердечно поздравляю Машу Максакову. Мы с ней дружим еще со времени учебы в музыкальной школе при консерватории. Эта красивая и талантливая девушка добилась успехов в разных ипостасях. Она из потрясающей династии Максаковых. Ее бабушка Мария Петровна была легендарной дивой Большого театра. Людмила Максакова, Машина мама – потрясающая актриса театра Вахтангова. Нелегко стать достойным продолжателем такого рода (я знаю многих детей великих родителей!), но Маша справилась. Она очень образованна в разных областях, легко говорит на нескольких языках, но пошла по певческой линии. И очень успешно.

Мария Максакова

Мария Максакова

Недавно Мария стала депутатом ГД, но продолжает петь в Мариинском театре, в «Новой опере». Хотя такой красивой девушке нелегко находиться в нашей политике, но нам, музыкантам, очень приятно, что наш человек во всех отношениях находится в столь высоких кабинетах. Потому что проблема культуры сейчас встает на первое место. Мы за нее будем держать кулаки, мы ее очень любим, она честный человек. Главное – выдержать все это сумасшествие, которое свалилось на ее голову. Это не шутки, это серьезные вещи - наша культура с 1978 года финансируется по остаточному принципу. Это нужно изменить. Добиться финансирования на должном уровне. Я говорю, конечно, не о массовой, а о высокой культуре. Она - одно из немногих, что у нас есть на экспорт. Она наравне с нашими недрами, может быть, даже и больше, это наша гордость. Как говорил академик Дмитрий Лихачев, культурой должны быть пропитаны все, от медсестры до президента. Золотые слова. Сейчас есть реальная возможность что-то изменить в нашей стране. Этого я и желаю всем нам.

Мария Максакова в компании Дениса Мацуева

Мария Максакова в компании Дениса Мацуева

- Вы, кстати, недавно возглавили общественный совет при Министерстве культуры. А возраст у вас тоже далеко не «чиновничий».

- Да. Хотя это тоже абсолютно новое дело для меня. Но я не собираюсь сокращать количество своих концертов - а их 200 в сезон. У меня, кстати, через два часа выступление - Чайковский. А по поводу возраста - это тенденция. Министр связи – ему чуть ли не 29 лет. Приятно осознавать, что в молодом поколении есть талантливые люди. Я тоже буду делать все, что могу.

Конечно, я не политик и не чиновник, и никогда им не стану. Но я знаю проблемы культуры изнутри.

- Возможно, как раз политики и чиновники новой генерации, такие, как вы, облегчат невеселую карму нашей страны?

- Не называйте меня чиновником. В нашей стране это пока связано с не очень позитивным образом. Изменить это отношение могут только чиновники - если изменятся сами. И не надо хаять все старшее поколение, потому что там тоже есть честные, бескорыстные люди. Но молодое поколение – это очень хороший знак. Я оптимист по натуре, никогда из России никуда не уезжал, мне небезразлично будущее нашей страны, как бы это громко ни звучало.

- А у оперы есть будущее? Сейчас такие спорные постановки...

- Если говорить вообще о музыкальном искусстве, я уверен, что у него огромное будущее. Как бы ни говорили, что классическая музыка умирает. Это нонсенс. Классическая музыка обречена на бессмертие. Потому что это настоящая ценность, в отличие от шоу-бизнеса – который, на мой взгляд, обманывание людей. У тебя есть рояль, у тебя есть два часа, никакой фонограммы – надо доказать, что публика пришла не случайно. В опере существует другая проблема. Режиссерские адаптации великих произведений в наше время бывают очень сомнительными, скажем, когда Евгений Онегин и Ленский являются любовниками, это уже…

- Перебор.

- Не то что перебор! Я приветствую режиссерское новаторство, но все же не настолько. Скажем, в Большом или Мариинском театрах точно не должно быть таких вещей. Потому что это репертуарный театр. Новаторство можно сделать талантливо. Без нарочитого эпатажа, который якобы привлекает публику. Не скрою, да, и в Зальцбурге тоже происходит такое, и в Лондоне, и в Нью-Йорке - везде. Темирканов рассказывал, как отказался дирижировать, «Саломеей», потому что на сцене творилось черт знает что. Он расторг контракт. Это был «самый счастливый отпуск за мой счет» - как он тогда сказал. В любом случае, у нас есть очень яркие представительницы – и Анна Нетребко, и Ольга Бородина, и многие другие молодые певицы. Важно их отыскать, дать дорогу, чтобы они не уезжали из страны.

- Вы и сами постоянно на фестивалях в Вербье, в Баден-Бадене, в Чикаго, в Лос-Анджелесе, в Эдинбурге вот будет фестиваль, куда вы поедете с Лондонским симфоническим оркестром и Валерием Гергиевым.

- Понятно, что мы обречены на кочевой образ жизни, если выбрали эту профессию. Но все-таки мы должны быть русскими людьми и пропагандировать нашу русскую школу и играть на родине. Это самое важное.

- Пока что здесь счастливого поворота для российского искусства не наблюдается. Все лучшие уезжают, как правило.

- У нас есть замечательные примеры режиссеров, как Василий Бархатов. Я его очень хорошо знаю. Он настолько талантливый человек, у которого постоянно бурлят интересные мысли, постоянно что-то рождается. И это очень здорово. Я знаю многие его постановки. Многие спорны, безусловно. Главное, чтобы это было не ради эпатажа. Я уверен, что нужно смотреть на тенденции в мире, но и следить, чтобы классическую музыку не превращали в коммерческий продукт, как это невольно делали три тенора, когда они гениально пели на стадионах, просвещая массы, но тем не менее перейдя ту грань, за которой началось проникновение шоу-бизнеса в классическую музыку. И в нашем цехе стали действовать такие же каноны, как в рок- или поп-культуре.

- Популяризаторство, действительно, очень опасная вещь. Что в науке, что в искусстве.

- Да. И без него огромное количество людей приходит в залы. Это подтверждает то, что классическая музыка никогда не умрет. Я в этом точно уверен. Потому что это настоящее, это живое. Это музыка, которая тебя может излечить от разных невзгод, помочь тебе иногда задуматься, отвлечься, и многое другое. Потому что это – настоящее.

- Но высокая музыка требует и большого душевного труда от слушателя.

- Безусловно. Поход на концерт классической музыки – это не развлечение. Это не поп-корн, который ты съел во время просмотра очередного экшна, которым травят нашу публику. Ты съел поп-корн, выкинул его в урну и в это время выкинул то, что ты сейчас посмотрел. На это подсаживают огромное количество людей. Я делаю все возможное, чтобы шоу-бизнес не соблазнял нашу аудиторию, которую очень легко обмануть, а потом заработать на этом денег.