Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество12 сентября 2012 22:00

Александр Белявский - в последнем интервью перед инсультом: Не могу позволить себе болеть: семья на мне держится!

В архивах «КП» обнаружилась неопубликованная беседа с трагически погибшим артистом [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Актер в своей звездной роли Фокса из фильма «Место встречи изменить нельзя»...

Актер в своей звездной роли Фокса из фильма «Место встречи изменить нельзя»...

В весть о том, что актер Александр Белявский погиб, выпав из окна дома, и что это, вероятно, самоубийство, не верилось. В этом человеке, казалось, столько крепости, мощной душевной силы… Видимо, изнуряющий изо в дня в день недуг сломил его - после инсульта и частичной парализации Александр Борисович вынужден был вновь учиться говорить. Много лет боролся, но так и не смог вернуться в профессию...

Мои встречи

Впервые мне посчастливилось встретиться с Александром Белявским на съемочной площадке фильма «Бульварный переплет» режиссера Александра Муратова в 2003 году. Мне в массовке надо было изображать репортера. Чтобы унять волнение - все-таки впервые под камерами! - я впилась в него глазами, уцепилась как за соломинку, как за островок безмятежного спокойствия. Белявский меня понял и с ободряющей улыбкой смотрел, пока я пыталась успокоиться. В перерыве он проходил мимо и, сделав наигранно большие глаза, спросил: «Неужели так страшно сниматься?!» Коснулся моего плеча и пошел дальше…

Позже мы снова с ним пересеклись на юбилее режиссера Микаэляна, который снял молодого Белявского в фильме «Иду на грозу». У 71-летнего Александра Борисовича только что родилась дочь. Он не скрывал, что невероятно счастлив. Тот наш разговор в печать не пошел. Когда позже я захотела дополнить и обновить то интервью, было уже поздно - Александр Борисович перенес инсульт, и его речь нарушилась. Он заново учился говорить, получалось произносить лишь отдельные фразы...

«Красить волосы гидроперитом - мучение!»

- Фильм «Иду на грозу» Микаэляна стал одним из моих первых больших работ в кино, - вспоминал Александр Белявский. - Причем я очень хотел сыграть роль отрицательного персонажа Олега Тулина. Но роль отдали Василию Лановому. Я был не то чтобы в отчаянии, но в очень большом огорчении, что заметил Сережа Микаэлян. Он предложил мне роль ученого-физика Сергея Крылова.

Мы с Лановым были похожи: оба с темными волосами, до этого похожие роли играли в кино. Микаэлян сказал: «Вам с Лановым надо чем-то отличаться. Может, цвет волос поменять». Лановой категорически отказался перекрашиваться. Ну а я дал согласие стать блондином. Боже, я не знал, что меня ждет! Какое это мучение - целый год обесцвечивать волосы перекисью водорода! Черные корешки волос только чуть вырастут, а их уже видно, надо снова красить! А это ожоги, шелушащаяся кожа! И я решил схитрить. Стал подлиннее стричься, чтобы длинными волосами маскировать отросшие корни. Микаэлян это заметил и однажды сказал: «Тебя нельзя снимать. У тебя ощущение парика на голове. Подстригись покороче!» И тут у Плятта я увидел подходящий паричок. Но для роли зека - с коротеньким ежиком.

Решили с Пляттом разыграть режиссера. Подговорили второго режиссера. Она пришла на площадку и удивленно спрашивает Микаэляна: «Сергей Герасимович, это вы попросили Белявского так коротко постричься?!» С аналогичным вопросом заглянул и Плятт. Потом появляюсь я - в кепочке. Микаэлян приказывает: «Сними кепку!» Я канючу-канючу, но в конце концов снимаю кепку. Боже мой, что сделалось на съемочной площадке! Всплески рук - съемки срываются, премии не будет. Микаэлян в отчаянии вопрошает: «Как долго у него будут расти волосы?» «Месяца два». «Ты идиот?! Как ты мог так поступить?!» - кричит на меня режиссер. «Вы же просили покороче! Я сказал парикмахеру «покороче» и задремал. Проснулся - и вот».

Посыпались такие упреки в мой адрес, что я понял, что дело серьезное. Снимаю парик. И… получаю очередную порцию ругани - за издевательство!

«Для режиссеров я только Фокс»

- А правда, что в фильм «Место встречи изменить нельзя» вас позвал Высоцкий?

- Да, он меня рекомендовал режиссеру. В этой роли уже начал сниматься Борис Химичев, но он чем-то не устраивал Станислава Говорухина. И я быстро был введен на замену. С Высоцким я дружил... Но роль Фокса мне принесла не только народную славу, но и сложности. Режиссеры перестали меня воспринимать как артиста. А видели во мне только Фокса, приглашая все больше на роли отрицательных персонажей. И меня это расстраивало.

- Как предпочитаете отдыхать?

- На даче. Обожаю возиться в земле, посадки - это на мне. Люблю пить чай из самовара со смородиновым вареньем.

...и в своей главной роли - папы маленькой дочери.

...и в своей главной роли - папы маленькой дочери.

- Вы стали молодым папой в возрасте...

- Да, и безумно счастлив! У нас дома сейчас просто идиллия, благодать. Вот только иногда здоровье подводит. Очень переживаю за свою семью. Она же на мне держится. Потому не могу позволить себе болеть. Работаю. Без работы не могу. Пока здоров - ты всем нужен. А как заболеешь...

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Судьба Александра Белявского оказалась очень непростой. С первой женой, Валентиной, они воспитывали дочь и младшего сына, который утонул в реке еще ребенком. После этого супруги взяли на воспитание мальчика из детдома. Но кто-то рассказал ему, что он неродной, и он стал отдаляться от семьи. Его судьба оказалась трагичной: выпал из окна и погиб.

В уже зрелом возрасте актер влюбился в женщину на 18 лет моложе и ушел из семьи. С новой супругой, Людмилой, у него в 2003 году родилась дочка. Белявский был на седьмом небе от счастья. Но через три с лишним месяца после рождения девочки у него случился инсульт...

О НЕМ ВСПОМИНАЮТ

Владимир Конкин: «Саша очень нуждался»

- Мы с Александром подружились на съемочной площадке фильма «Место встречи изменить нельзя», - вспоминает актер Владимир Конкин. - Саша был книгочей. Мы с ним в шутку соперничали - кто быстрее разгадает кроссворд. Но я чаще проигрывал, хотя тоже быстро разгадываю. Саша щелкал кроссворды как семечки.

Мы любили вместе посидеть, выпить, в баню сходить! Как и друг Лукашина в «Иронии судьбы», Саша обожал париться. И выпивали. Это бывало. Что ж тут такого - по стаканчику хорошего вина пропустить. Притом Саша ведь прекрасно готовил. Он был большой кулинар, иногда непонятно из чего мог придумать блюдо. Вообще был домашний человек. Любил дачу, которую строил, когда мы «Место встречи» снимали. Кусты в Одессе покупал, на Привозе, какие-то яблоньки и вез это в Москву. Я все над ним посмеивался - ну зачем тебе в поезде эти кусты?

У него было много сложностей и в первой, и во второй семье. Он был, мягко скажем, весьма взрослым, когда произошла эта термоядерная любовная вспышка. Все это было на моих глазах. Он - пожилой человек. В таком возрасте заводить детей - вообще надо обладать очень большой смелостью. Ты должен понимать, что ты в возрасте. И если ты ­уйдешь, на что будет жить твоя семья? Но в данном случае судьба распорядилась еще больнее. Потому что она Сашу лишила работы. Семья очень нуждалась. На праздновании его дня рождения в Доме кино мы пытались хоть какие-то копейки от Гильдии актеров собрать для Саши. Хотя сам он не любил, чтобы ему помогали. Он не жаловался, не хотел, чтобы ему всем миром собирали средства.