Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество9 октября 2012 16:53

Мечта простой российской женщины - быть госпожой и барыней на Кипре!

Современный вариант сказки Пушкина о рыбаке и рыбке или политпровокация?

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Уж сколько раз твердили миру – слово не воробей! Так ведь нет. Расслабится народишко разными подручными способами и строчит, строчит… От избытка чувств. Раньше - все больше на соседских заборах, чужеземных памятниках старины. Ныне предпочитают социальные сети. Как социолог Ольга Крыштановская, поспешившая намедни поделиться своей радостью со всем белым светом. «Вот лежала я у голубого бассейна лучшего отеля 5зв. На Кипре и думала: «блиииин! Ну могла ли я, простая русская женщина, представить себе, что буду в такой красоте госпожой и барыней отдыхать? И что прислуживать мне станут наши эмигранты – горничные, шофёры, официанты? Мы, оставшиеся в России, приезжаем теперь в разные страны состоятельными туристами. А они – эмигрировавшие за лучшей долей - убирают за нами, возят нас, подают нам...»

И грянула буря! В интернете. Бедной отдыхающей припомнили, что сама-то Крыштановская не из простых русских женщин - из семьи столичных филологов неведомых национальностей. Много лет руководит Центром изучения элит в Институте социологии Российской Академии Наук. И сама в эту самую элиту входит. Недаром в нонешнем годе была доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Владимировича Путина. Ох, и досталось доктору наук за осуждаемое еще Владимиром Ильичем Лениным номенклатурное комчванство по отношению к бедным горничным, официантам, шоферам. А еще движение «Отличницы» создала, понимаешь! Каких только грехов Ольге Викторовне не приписали… Заодно ее «нуворишество», «панство» горячие интернет-головы мигом распространили на всю российскую властную элиту… В общем, всем досталось на орехи.

Я с ходу вспомнил откровения другой простой женщины, приближенной к высшей власти. Батрачки Александры Соколовой, которая возглавила колхоз, а затем стала депутатом сталинского Верховного Совета (в довоенной картине «Член правительства» Соколову блестяще сыграла Вера Марецкая): «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая... И подняли нас сюда, и меня вот, на эту трибуну, партия и советская наша власть. Дом ли строим, лес ли рубим, едим ли, пьем – ведь это все вторая половина дела, а первую-то половину за нас Ленин и Сталин сделали. Так будем биться за них... до самого нашего смертного часа!”

Эх, были женщины в русских селеньях! Бились, строили, рубили! А у нонешних дам голубая мечта – полежать у голубого бассейна в пятизвездочном иноземном отеле…

Экономист Андрей Илларионов, внимательно изучив восторженное послание с Кипра, сделал ошеломляющие выводы.

«Это поистине гениальный текст, - пишет Илларионов. - Стилистически в нем поет каждая фраза, каждое слово, каждая буковка «и» в самом популярном междометии современного русского языка «блиииин!» С точки зрения композиции – только вдумайтесь в смысл этой замечательной фразы: «Мы, оставшиеся в России...»

А? Каково?

А теперь – в смысл фразы, противопоставленной ей: «...наши эмигранты,... эмигрировавшие за лучшей долей».

Даже и в отсутствие завершающего предложения анализируемого стона души на его месте угадывается победный клик торжествующего новорусского духа:

«Ну, что? Как мы, оставшиеся в России, вас, уехавших, на... (тут можно подобрать наиболее подходящий для читателя глагол во множественном числе и прошедшем времени)? А-а?» «А-А-А-А-А!!!!!» «Блиииин!»

С содержательной же точки зрения, наконец-то сформулирована русская национальная мечта (русская национальная идея), блистательно синтезированная из наиболее устойчивых психологических комплексов, извлеченных из глубинных пластов национального подсознания:

- «колбасизм»: «Вот лежала я у голубого бассейна...»;

- «низкопоклонство перед Западом»: «...лучшего отеля 5 зв. на Кипре»;

- одновременное «презрение-ненависть к Западу и к изменникам и перебежчикам, эмигрировавшим на этот Запад»: «А они – эмигрировавшие за лучшей долей...»;

- комплекс «барства – нового дворянства» из пушкинской сказки о золотой рыбке: «И что прислуживать мне станут... убирают за нами, возят нас, подают нам...»;

- «квасной патриотизм»: «Мы, оставшиеся в России...»;

- синдром «успешной наколки»: «Мы, оставшиеся в России, приезжаем теперь в разные страны состоятельными туристами. А они – эмигрировавшие за лучшей долей – убирают за нами...»;

- «чистая и искренняя народность»: «Вот лежала я... и думала: «блиииин!»

Историческая удача в нахождении точной формулировки современной русской национальной идеи позволяет наконец-то успокоить иерархов РПЦ, не на шутку встревоженных разрушением национального культурного кода из-за тлетворного влияния западной цивилизации. За последние два столетия русская национальная идея, похоже, не претерпела заметных содержательных корректировок.

Ее классическая формулировка начала XIX века:

«Не хочу быть черною крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой...

Перед нею усердные слуги...»

в начале XXI века подверглась лишь косметическим корректировкам: «черная крестьянка» превратилась в «простую русскую женщину», «столбовая дворянка» – в « госпожу и барыню», а «усердные слуги» – в «наших эмигрантов – горничных, шофёров, официантов». Итоговую версию современной национальной идеи почти не отличить от бессмертных пушкинских строк:

«...я, простая русская женщина,... буду в такой красоте госпожой и барыней отдыхать... И что прислуживать мне станут наши эмигранты – горничные, шофёры, официанты... А они... убирают за нами, возят нас, подают нам...»

Иные горячие интернет-головы обиделись и на Илларионова. Мол, не надо отождествлять дочь столичных филологов со всем русским народом.

Сама виновница громкого интернет-скандала сейчас пытается смикшировать последствия своих откровений у голубого бассейна.

«Поскольку предыдущий мой пост вызвал такой интерес публики, внесу некоторые пояснения: 1) я не нахожусь, и никогда не находилась на государственной службе, не являюсь ни депутатом, ни чиновником. Работаю в Российской академии наук. Все деньги я заработала своим умом и сообразительностью)) 2) Мой отпуск стоил примерно 1000 евро за 1 неделю пребывания. Это многие могут себе позволить 3) Я позволила себе отдых всего третий раз в жизни, хотя очень много ездила по миру по работе, на разные конференции. Но, будучи трудоголиком, на отпуск всегда было жалко и времени и денег, 4) Единая Россия не имеет никакого отношения ни к моему отдыху, ни к деньгам, которые я зарабатываю. 5) Наших туристов, в том числе и в 5зв. отелях очень много по всему миру, и это хорошо. Я встречала на отдыхе наших рабочих, специалистов из разных российских регионов, студентов. Никакую не элиту, простых людей, которые заработали что-то своим трудом 6) Поскольку наших туристов стало много, хозяева сервисных служб реагируют на это, и нанимают на работу русскоговорящий персонал. А это, как правило, наши эмигранты разных периодов ухода, 7) никакого презрения к людям труда, к горничным, к водителям, к официантам у меня нет. Напротив, мне интересна их жизнь, их история. Просто впервые я обратила внимание на то, что меня, живущую в России, обслуживают те, кто Россию покинул. В этом есть какой-то парадокс. Вот и все, что я хотела сказать.»

Но, как говорят грузины, поздно пить «боржоми». Слово не воробей. И прежде чем говорить, в соцсетях строчить, стоит крепко-крепко подумать, как ваше слово отзовется. Особенно докторам общественных наук. Общество-то ныне весьма и весьма возбуждено. По разным причинам. О коих Ольга Викторовна знает лучше большинства из нас.

P.S. Впрочем, есть мудреная конспирологическая версия. Дескать, не мог такой опытнейший политбоец и знаток российской элиты дать маху даже у голубого бассейна. Это, мол, хитрая политтехнологическая акция (провокация). Судя по всяким соцопросам, в обществе весьма ширятся эмигрантские настроения. В первую очередь - среди продвинутой интернет-публики. И Крыштановская своим «наивным» постом о «простой русской женщине на Кипре» предупреждает тех, кто решил дать деру с родины. Как бы не пришлось потом локти кусать на чужбине, обслуживая оставшихся соотечественников, выбившихся в люди. Сидите лучше дома, дамы и господа!

А вы как думаете, друзья?