Общество

Соревнуются няни - усатые и безусые

В Москве пройдет финал конкурса «Воспитатель года»

Самое удивительное: среди шестидесяти шести участников (по одному от региона) - трое мужчин. Мужчины в детском саду? Да откуда они взялись? Кажется, со времен забавного советского фильма «Усатый нянь» в садиках представителей сильного пола не бывало. А тут...

- В этом году во Всероссийском конкурсе участвуют Святослав Почкаев, воспитатель Центра развития ребенка - из Твери, Василий Лукьянец - из Кемеровской области и Аркадий Афонский, представляющий дошкольное образование Республики Саха (Якутия), - рассказывает заведующая отделом Центрального совета Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина. - В 2010 году был один участник - Сергей Куранов, руководитель физической культуры Центра развития ребенка - детского сада № 22 из Иванова. Он вошел в десятку лауреатов.

- Он не объяснил, как попал на работу в детсад?

- Случайно и... закономерно. По окончании Шуйского государственного педагогического университета встал вопрос о трудоустройстве, особо интересных предложений не было, и он решил пока поработать в садике, где проходил практику. А потом настолько это оказалось по душе...

- Собственно так же, как я понимаю, становятся воспитателями и представительницы слабого пола. Ведь не за большими деньгами идут работать в детский сад...

- Есть такое понятие - призвание... А зарплаты, да, у воспитателей небольшие. Средняя по стране - 11 тысяч рублей. В Москве побольше - 23 тысячи.

До недавнего времени путь в воспитатели был такой. Мест в детсадах не хватает. И молодые мамы, у кого было педагогическое образование, шли работать воспитателями, чтобы ребенка взяли без очереди. А потом уже профессия затягивала...

Но в последнее время из-за острой нехватки мест в детсадах другие мамочки тоже стали бороться за свои права и жаловались - на каком основании дети воспитательниц поступают без очереди. Так что сейчас преференции для воспитателей оставили только в десятке регионов.

Для работы в детсаду надо иметь призвание.

Для работы в детсаду надо иметь призвание.

- А как вообще появился конкурс «Воспитатель года»?

- Это, пожалуй, одно из самых юных профессиональных соревнований. В этом году он пройдет только в третий раз. Идея провести его возникла в профсоюзе работников образования. Мы хотели рассказать о том, что труд воспитателей очень сложный и не всегда достойно оценен обществом.

Но конкурс - еще и часть системы повышения квалификации педагогических работников, предоставление возможностей для профессионального и личностного роста, площадка для обмена опытом работы.

Первый конкурс стартовал в ноябре 2010 года. В нем участвовали представители 64 регионов.

Важно, что воспитатели, приехавшие на конкурс, имели не только опыт работы в дошкольных учреждениях, но и специальное педагогическое образование. У 80 процентов - высшее. А 20 процентов - выпускники педагогических колледжей. Это пусть не абсолютный, но показатель того, что в наших садах работают высококлассные специалисты.

- А как определяют лучшего воспитателя? Кто быстрее и аккуратнее натянет колготки?

- Любой профессиональный конкурс включает в себя традиционный набор испытаний. На «Воспитателе года» все участники конкурса презентуют свой опыт работы и проводят педагогическое занятие с детьми. Десять участников, набравших наибольшее количество баллов, продолжают соревнование за звание абсолютного победителя в следующем туре.

В 2010 году победителем стала Юлия Маляшок, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада № 123, г. Мурманск. Юлия Александровна поразила жюри не только профессиональными талантами. Она увлекается живописью и фотографией, пишет стихи и песни. А еще она призер соревнований по технике водного туризма.

В 2011 году главный приз «Хрустальная жемчужина» достался Наталье Помпеевой, учителю-логопеду детского сада комбинированного вида «Снежинка», поселок Новоаганск Ханты-Мансийского автономного округа. Она окончила Сызранское педагогическое училище, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (специальность «дошкольная педагогика и психология») и Новосибирский государственный педагогический университет (специальность «коррекционная педагогика и психология»).

- В этом году условия конкурса меняются?

- На этот раз будет еще заочное конкурсное испытание «Интернет-ресурс». Участники конкурса размещают на личном сайте, в блоге или на своей странице методические и другие авторские разработки.

- У воспитателей есть свои странички в Сети?!

- А что вас удивляет? Нынешний детсадовский воспитатель - это не тетенька с не очень хорошим образованием, которая просто не смогла попасть на работу в школу и поэтому пришла в садик. Вы бы видели, какие потрясающие сайты делают участники конкурса! Какие интересные методические разработки размещают!

Образование, в том числе дошкольное, становится открытым. У нас много малышей, которые чуть ли не с горшка умеют пользоваться планшетами и ноутбуками. Неужели вы думаете, что воспитатели будут от своих детей отставать?!

- А посмотреть уроки лучших воспитателей смогут их коллеги? Будут ли они выложены в Сети?

- Десятку лауреатов ждет мастер-класс, который они должны провести со взрослой аудиторией. Им нужно будет показать методический прием, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции образования. Это задание будет транслироваться в режиме реального времени, а затем выложено в Интернете.

Одна из целей конкурса, определенная учредителями - Общероссийским профсоюзом образования и Министерством образования и науки РФ: «формирование позитивного общественного мнения о профессии педагога дошкольного образовательного учреждения». И в этом нам помогают еще и компании Lego education, Polymedia, «Комус», «1С», «INTERWRITE-Россия», представители негосударственного пенсионного фонда «Образование и наука».

ЦИФРЫ

В России сегодня 45 тысяч детских садов. В них работают около 605 тысяч воспитателей. Из них в городе - 409 тысяч и 114 тысяч - в сельской местности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия ПЕНЬКОВА

Юлия ПЕНЬКОВА

Юлия ПЕНЬКОВА (Республика Марий Эл), участник конкурса 2010 года:

- Конкурс - это возможность поделиться результатами своей работы и узнать, над чем работают другие воспитатели.

Я мама троих детей, всю мою жизнь можно передать двумя очень емкими понятиями - детсад, дом. Проблем много, решаем сообща, стараемся, чтобы было весело, уютно и, главное, чтобы были здоровы дети. Казалось, больше ничего и не надо. О том, чтобы выйти на такой уровень общения, я и не помышляла. Просто был накоплен некоторый материал по исследовательской деятельности, который оказался новым и был интересен многим воспитателям нашего города. Мне предложили рассказать о своем опыте уже на всероссийском уровне. Так я стала участником конкурса 2010 года. Конкурс многое изменил в моей жизни, но, увы, не изменил отношения власти к нашей профессии.

Воспитатели - скромные люди, привыкли верить обещаниям и бесконечно ждать, когда что-то изменится. Обещали повысить зарплату, поменяв коэффициенты в начислениях... Но после подсчетов оказалось, что все осталось на прежнем уровне, у некоторых даже уменьшилась зарплата. Но мы работаем, несмотря ни на что, ведь рядом с нами дети. Они-то об этом, о взрослых проблемах, не знают и не должны знать.

Анастасия ОВСЯНКИНА

Анастасия ОВСЯНКИНА

Анастасия ОВСЯНКИНА (Псковская область), участник конкурса 2011 года:

- К участию в конкурсе меня подтолкнули творческий интерес, желание обмена опытом с педагогами-дошкольниками из других регионов.

Серьезные изменения в моей жизни произошли после конкурса - стала больше времени уделять методической работе, новым разработкам и авторским публикациям, расширился круг общения, наладились связи по обмену опытом, конкурс подтолкнул к дальнейшему самообразованию - я поступила в аспирантуру.