Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика23 октября 2012 20:32

Посол Израиля о пересадке печени бывшему главе Моссада: «Все было сделано беспрецедентно быстро»

О том, как себя чувствует генерал, "Комсомолка" поговорила с Иосифом Шагалом
Меиру Дагану пересадили печень в Беларуси.

Меиру Дагану пересадили печень в Беларуси.

О высокопоставленном пациенте белорусской клиники, бывшем главе израильской политической разведки Моссад Меире Дагане стало известно на прошлой неделе. 67-летнему Дагану пересадили печень в Минске. От белорусских медиков известно лишь то, что донором стал погибший белорус.

Достаточно много подробностей в израильских СМИ. Как написала газета Maariv, оперировал Дагана французский врач Даниэль Азулай, который прилетел в Минск из Парижа. Белорусские медики ему помогали. Сам Даган прилетал дважды. Сначала на пятидневное обследование. Потом на частном самолете он вернулся домой. И буквально сразу получил звонок из Минска о том, что донорский орган есть и можно возвращаться в Минск, на операцию. Дагану 67 лет, а в Израиле подобные операции людям старше 65 лет не делают.

О том, как себя чувствует генерал Даган, как его охраняют и почему израильтянина спасали здесь, а не в стране, которая славится высочайшим уровнем медицины, мы поговорили с Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиль в Беларуси Иосифом Шагалом.

- Это правда, что этого пациента охраняют спецслужбы двух стран?

- С израильской стороны - безусловно, да: генералу Дагану, как бывшему главе израильской внешней разведки Моссад, охрана положена, что называется, по рангу. Что касается белорусской стороны, то официальной информации на сей счет я не располагаю. Могу лишь предполагать, что его охраняют и довольно плотно.

- Сейчас господин Даган находится в сознании?

- Да, он в сознании уже почти трое суток (по состоянию на вторник, - ред.). Были кое-какие проблемы, в результате чего его перевели на аппарат искусственного дыхание. Это не было ухудшением общего состояния пациента, просто через несколько суток после операции по пересадке у него заметили затрудненное дыхание. И тогда, дабы не нагружать организм, было принято решение перевести пациента на аппарат искусственного дыхания и понаблюдать за его состоянием. В бессознательном состоянии Меир Даган находился чуть больше трех суток. Именно в этот момент в прессу просочилась информация о том, что его состояние резко ухудшилось. На самом же деле, с момента завершения операции и вплоть до того дня, когда аппарат был отключен и пациент перешел на собственное дыхание, врачи оценивали состояние Меира Дагана как «стабильно тяжелое». Сегодня, слава Богу, по оценке врачей, состояние пациента – с учетом его возраста и сложности самой операции – нормальное.

- По белорусским правилам донорский орган полагается сначала стоящим на очереди белорусам, а потом иностранцам.

- Насколько мне известно, во всех странах, где проводятся операции по пересадке органов, для иностранных граждан существует определенная квота. В любом случае, не сомневаюсь, что операция Меиру Дагану была сделана в четком соответствии с белорусским законодательством.

- Вопрос об операции и поиск донорского органа решился быстро? Судя по сообщениям, он прошел обследование, вернулся домой и сразу вылетел на операцию.

- Изначально было известно, что без пересадки печени Меир Даган прожил бы не больше трех месяцев. Таким образом, вся история прошла как бы в три этапа: на первом белорусские врачи получили из Израиля всю необходимую информацию о состоянии Дагана – историю болезни, список перенесенных операций, снимки, анализы… На втором этапе он был доставлен в Минск, в Центр трансплантологии, где в течение пяти дней проходил всесторонне обследование, целью которого было выяснить, готов ли пациент физически к операции по пересадке органа. После того, как врачи дали положительный ответ, Меир Даган вернулся в Израиль – хотел побыть с внуками. Но буквально через двое суток вернулся в Минск, где был успешно прооперирован. Это был уже третий этап. Полагаю, параметры донорского органа и, соответственно, поиски донора начались где-то в середине второго этапа.

В целом же, все было сделано беспрецедентно быстро, с момента первого обследования Дагана до операции по пересадке прошло чуть больше недели. Это объясняется еще и тем, что, как мне объяснил один из израильских специалистов, Меиру Дагану повезло: у него оказалась достаточно распространенная группа крови, к тому же, буквально первая донорская печень подошла под физико-биологические параметры пациента.

- Дагана собираются перевезти в Израиль?

- Судя по тому, что говорят врачи, – это вопрос недели, может, чуть больше. В таких случаях опасно прогнозировать, чтобы, как говорится, не сглазить. Он разговаривает с женой, абсолютно адекватен, реагирует на все. Он перенес тяжелейшую операцию, которая длилась девять часов, но не менее сложен процесс вживления пересаженного органа. Одним словом, как только врачи сочтут состояние Дагана подходящим для почти четырехчасового перелета, его тут же переправят в Израиль.

- Жену пускают к нему? Это же хирургическая реанимация.

- Жена, дочь и старый друг Дагана, генерал Йосеф Бен-Ханан постоянно рядом с ним, сменяя друг друга. Меир Даган получает прекрасный уход, он под круглосуточным наблюдением белорусских врачей и персонала.

Кстати, во вторник в ведущей израильской газете «Едиот Ахронот» вышла статья, в которой генерал Йосеф Бен-Ханан - боевой друг Дагана на протяжение сорока пяти лет - что называется, по полной программе, дает отповедь тем журналистам, кто в поиске дешевой сенсационности искажает действительность, представляя Беларусь «страной третьего мира» с «отсталой медициной и некомпетентными врачами». Каждая фраза Бен-Ханана в «Едиот Ахронот» пронизана искренней благодарностью белорусским врачам, всей белорусской медицине за спасенную жизнь очень хорошего человека, чрезвычайно много сделавшего для Государства Израиль.

- В Израиле и США, где медицина считается лучшей в мире, пациентам старше 65 лет такие операции не делают…

- Видите ли, решая конкретные проблемы, связанные с безопасностью не только Израиля и его граждан, но, в том числе, и граждан США, генерал Меир Даган порой – если речь шла о жизни людей – не боялся выйти за рамки существующих норм. Подчас серьезным риском поплатиться за это собственной карьерой. Может быть, поэтому его считали лучшим в истории Израиля главой Моссада. Полагаю, этот человек вполне заслуживал такого же неординарного подхода, когда под реальной угрозой оказалась его собственная жизнь. Честно говоря, мне трудно понять, почему не сделали исключение и не отступили хотя бы на один шаг в сторону от странного закона, в соответствии с которым человек в 65 лет имеет право на жизнь, а в 67 – этого права лишен. Тем не менее, ни Израиль, ни США, ни Индия этого не сделали. Это сделала Беларусь, оказавшаяся единственной страной, чья медицина буквально с того света вытащила прославленного израильского генерала, и стала таким образом местом второго рождения Меира Дагана. За что ей сегодня благодарны все без исключения граждане Израиля.