Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды11 декабря 2012 5:00

Разум и чувства

На открытии Дубайского фестиваля показали новый фильм Энга Ли «Жизнь Пи», который непременно станет одним из главных участников предстоящего «оскаровского» забега
«Жизнь Пи» обладает исключительно редким качеством — этот фильм околдовывает.

«Жизнь Пи» обладает исключительно редким качеством — этот фильм околдовывает.

Этот изумительно сделанный приключенческий фильм, идеальное «семейное развлечение», собравшее уже больше 120 миллионов долларов, я бы отнес к разряду того, что на профессиональном жаргоне именуются instant classic. Фильм новенький, а уже практически в энциклопедиях, где-то рядом с «Багдадским вором» и «Инопланетянином». Сиюминутная классика. Как и другие картины Ли - счастливого обладателя сразу двух «Золотых медведей» («Свадебный банкет», «Разум и чувства»), сразу двух «Золотых львов» («Горбатая гора», «Вожделение») и пока одного «Оскара» - за «Горбатую гору».

Впрочем, «Жизнь Пи» - отнюдь не только «приключенческий фильм». Повествование о злоключениях индийского мальчика, оказавшегося после кораблекрушения в одной лодке со страшным бенгальским тигром и, чтобы выжить, вынужденного его приручать, уклоняется от детско-юношеской милоты (хотя и совершенно нерадикально). Оборачиваясь вещью о сложной и трагичной взаимосвязи человека с природой, об отсутствии принципиальных различий между верой в Иисуса и верой в Будду (а также Аллаха, Вишну, Кришну и кто еще там), картина в финале выруливает на медитацию о способах рассказывания историй о «торжестве человеческого духа» и их восприятии публикой.

За фильм по бестселлеру Яна Мартеля брались многие режиссеры, в том числе Жан-Пьер Жене, Найт Шьямалан и Альфонсо Куарон, но никто из них не смог справиться со сложнейшей задачей экранизации — как творческой, так и технологической. Только неоднократно доказывавший свое умение работать на любом языке, с любым материалом, в любой культуре (китайской, британской, американской, теперь индийской) вундеркинд Ли обладает убийственным сочетанием режиссерских качеств, без которого к этому сюжету лучше не приближаться, - тигриную хватку он каким-то невиданным образом соединяет с легким, магическим прикосновением.

«Жизнь Пи» - отнюдь не только «приключенческий фильм».

«Жизнь Пи» - отнюдь не только «приключенческий фильм».

«Жизнь Пи» обладает исключительно редким качеством — этот фильм околдовывает. Не всех. Не навсегда. Но тем, кому повезло на время просмотра подпасть под его чары, становятся безразличны детали, к которым можно цепляться, которыми можно восхищаться. Использование 3D. Оно здесь лучшее со времен «Аватара», но о нем забываешь, как о всяком дивайсе, знающем свое место. Кстати, одно из значений глагола charm – приручать, дрессировать животных. Именно этим занимается не только индийский мальчик, сокративший свое имя до Пи (любивший плавать отец назвал его Писин, что по-французски «бассейн», но сверстники упорно называли пацана Писсинг). Этим развлекается сам Энг Ли, приручая, допустим, меня, как вполне себе дикого и жестокого по отношению к режиссерам зверя. Ли удалось то, что, например, Стивену Спилбергу не удается уже лет двадцать — пробудить во мне ребенка, с открытым ртом и замирающим сердцем глядящего на экран. Снимая исключительно технологичное кино, в котором второй после Пи главный герой, тигр, практически полностью сгенерирован на компьютере, Ли ни на секунду не забывает о человеческом (для кого-то, возможно, слишком человеческом) наполнении рассказываемой истории. Сложнейшая машинерия нужна ему лишь для того, чтобы протянуть руку и дотронуться до твоего внезапно трепещущего сердца.