Бизнесмен Омар Муртузалиев и его сгоревший особняк в Лондоне
Из Москвы приехали друзья, и я решил показать им «родной уголок» Лондона – улицы с русскими названиями, и там же дом, где раньше снимал квартиру. Но Moscow Road перегорожена. Металлические барьеры, полицейские машут: «проезжайте»... То же самое - на соседней St.Peterburgh Place.
- Не пророссийский ли тут переворот? – шутит приятель.
Выхожу из машины и вижу: на углу Мoscow Road в огне весь дом, который я собирался показать. Вокруг - пожарные машины. Позже выяснилось, что их было 62. Пожар начался снизу и уничтожил все здание, в том числе мою бывшую квартиру на пятом этаже, в которой я писал для «Комсомольской правды».
ПОЖАР ВЫСВЕТИЛ ХОЗЯИНА
Отсюда меня «уехал» прежний владелец дома, который сообщил, что прекращает сдавать квартиры. Причину объяснять не стал. Хозяин – барин.
Потом стало известно, что он продал здание. Не ясно - кому, но наверняка, не за бесценок. Ведь оно – достопримечательность британской столицы. В путеводителях по городу подробно рассказывается о красивом доме из красного кирпича с названием “Red Lodge”, который построен еще в 1889 году и поначалу принадлежал ирландскому художнику Джорджу Уильяму Джою.
После пожара оказалось, что здание купил бизнесмен, первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России Омар Муртузалиев. Огонь высветил также «внутренности» дворца.
Новый владелец сделал невозможное – добился разрешения на полное переустройство дома в центре Лондона. Здешние муниципальные власти на этот счет обычно непробиваемые.
Я не раз проходил мимо моего бывшего жилья и не мог даже предположить, что там происходит. Между тем, на двух нижних этажах возникли мраморный бассейн, турецкая баня, сауна, спортзал. А еще винный погреб и кинозал. Строители углубили подвальные помещения, хотя это запрещено делать в Лондоне. Тем более, что под особняком - ветка метро!
Соседи активно возражали. Причем, соседи непростые: очень популярный музыкант из Шотландии Родди Фрейм, Том Паркер–Боулз - сын супруги принца Чарльза Камиллы!
Но все их протесты ничего не дали.
В мою бытность в будущем дворце были обыкновенные, хотя и просторные квартиры с довольно старой мебелью. Маленький лифт часто не работал. Помню, мой знакомый в годах, с трудом поднимаясь по крутым ступенькам и отдыхая на каждом этаже, проворчал, забыв об английской выдержке: «Что за дом со сломанным лифтом!».
В хоромах 53-летнего Муртузалиева такой казус, уверен, не произошел бы. Да там и не осталось отдельных квартир. Перегородки между ними снесли, возвели два новых этажа, где появилась огромная гостиная с аквариумом в семь с половиной тонн.
- Я сразу ухватился за этот проект, - признается лондонский архитектор Алан Гауэр. – Он был очень личным, ярким и экстравагантным. Дизайнеры – из России и из Соединенного Королевства. В то же время в нем много арабского, особенно мозаика.
Британцы сейчас в шоке: что за волшебник этот русский, «пробивший» эдакое строительство?! И как ему это удалось? Но наши соотечественники на берегах Темзы «просвещают» их: в России проворачивают дела и покруче.
«МОЙ ДОМ ПОДНИМЕТСЯ ИЗ ПЕПЛА»
До пожара дворец стоил 25 миллионов фунтов стерлингов (около 40 миллионов долларов). Цена взлетела бы как минимум вдвое через полгода, когда предполагалось завершить все работы. Дагестанский олигарх хотел поселить в особняке 27-летнего сына Тимура, который живет в Лондоне и недавно женился.
- Мне нечего сказать и нечего комментировать, - отбрил журналистов Тимур.
Впрочем, его отец не отказывается от своего плана. «Мой дом поднимется из пепла», - заверил он, прилетев в Лондон, чтобы оценить ущерб от пожара. Тем паче у него есть на берегах Темзы своя строительная компания Tiko Construction.
Правда, все те же «злобные» соседи от этой идеи не в восторге. Том Паркер-Боулз с ужасом вспоминает, как в половину второго ночи вся его семья выбежала на улицу:
- Было очень страшно. Особенно боялся за детей – пятилетнюю Лолу и двухлетнего Фредди. Ведь огонь мог переброситься на другие дома. Но полиция и пожарные сработали быстро и четко.
ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ?
О причине трагедии полиция пока молчит. Мол, расследуем. Но риэлтер из агентства недвижимости возле Моscоw Rоad считает, что, судя по характеру пожара, это поджог.
- Место престижное и, казалось бы, безопасное, - сказал он мне. – Везде видеокамеры. Неподалеку – российское консульство, возле которого дежурят полицейские. Однако все это не спасло.
Этой версии придерживаются и некоторые британские репортеры. Они пишут о «подозрительном пожаре в особняке» и напоминают, что вроде бы спокойный Лондон становится все более опасным для российских бизнесменов. В некоторых из них стреляют, кого-то даже убивают. А теперь, не исключено, и дворцы поджигают…