2016-08-24T03:27:27+03:00

На «Вертикаль» ходили с блокнотами, чтобы записать песни Владимира Высоцкого

В день рождения великого барда мы вспоминаем неизвестные подробности съемок его знаменитого фильма
Поделиться:
Комментарии: comments24
Олег Мрачковский
Изменить размер текста:

Трудно представить Владимира Высоцкого 75-летним. О чём бы он пел сейчас, о чём горевал или чему радовался? Какие пороки общества, или каких политиков высмеивал? 45 лет назад Высоцкий вступил в свой юбилейный год, принесший ему и радости, и беды. Он снимался одновременно в нескольких фильмах (не зная, что «Интервенцию» покажут лишь в 1987-м), создал порядка 40 песен, а театр Сатиры официально пригласил его написать песни (и слова, и музыку) для спектакля «Последний парад». Но было и увольнение из театра, и разлад с женой, и разгромные статьи в центральных газетах…

Если говорить о 30-летии Высоцкого и о его творческом прорыве в 1968-м, то надо рассказать о фильме «Вертикаль». Именно в «Вертикали» (выпущенной в широкий прокат в последних числах декабря 1967-го, после всячески замалчиваемой премьеры в июне) впервые появились титры «Автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий». Люди ходили на «Вертикаль» по несколько раз с блокнотами и тетрадями, чтобы записать слова, и аплодировали при каждом появлении на экране Высоцкого. Так что в январе 1968-го Высоцкий слышал эти песни в аранжировке Софии Губайдуллиной повсеместно, а на Всесоюзной студии грамзаписи благодаря стараниям ответственного редактора отдела эстрады Анны Качалиной и разрешению директора Бориса Владимирского начали готовить выпуск гибкой пластинки с песнями из «Вертикали». Тираж разошёлся мгновенно, и торгующие организации без ведома «Мелодии» делали дополнительные заказы заводам, печатавшим пластинки.

История написания альпинистского цикла вроде бы более или менее известна, но на поверку оказывается, что не всё в ней окончательно ясно. Для своеобразного «расследования» пришлось не только прослушать те выступления Высоцкого, где он рассказывает о съёмках «Вертикали», но и поговорить с создателями кинофильма.

Станислав Говорухин рассказывает, что идея пригласить Высоцкого на роль радиста Володи (кстати, все актёры, кроме Ку́льбуша, носят в фильме собственные имена) появилась у него и Бориса Дурова после того, как они – дипломники ВГИКа – приняли к постановке «горевшую» на Одесской киностудии картину, и решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Для поэмы требовались песни.

Степан Филиппович Пучинян, работавший на картине вторым режиссёром, поведал, что изначально планировали пригласить Юрия Визбора, который и сам занимался горным туризмом, и к тому времени написал такие известные «горные» песни, как «На плато Расвумчорр не приходит весна» и «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят…»). Визбор «пробовался», но постоянно переносил сроки приезда, и в итоге отказался, о чём потом по некоторым свидетельствам сожалел. И тогда позвали Высоцкого.

Сам Владимир Семёнович вспоминал о написании песен несколько иначе, в свойственной ему ироничной манере повествования:

- Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы, и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?» Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм, пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И пока киногруппа пытались ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили.

Пучинян также упоминает о реакции киночиновников:

- Тогда Высоцкий действительно был в опале, и кто-то из Госкино названивал и угрожал, но все песни остались.

За разъяснениями, что же было первично: роль Высоцкого или песни, я обратился к автору сценария Сергею Тарасову. Сергей Сергеевич рассказал об идее фильма и о песнях следующее:

- В этом моём первом киносценарии как дань моде подразумевались зонги, но не песни Высоцкого – я не был знаком с ним. В основу положен рассказ моего покойного шурина Володи Копалина, режиссёра и оператора ЦСДФ, поднимавшегося в 1965-м на пик Ленина. Слушая его, я подумал: «Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба, любовь». У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении. Но Николай Рашеев и Эрнест Мартиросян под влиянием нашумевшего фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» написали такой режиссёрский сценарий, что получился сюрреализм: альпинисты ползут по Красной площади, вбивая ледорубы в брусчатку… Директор Одесской студии Геннадий Збандут отстранил их, и пригласил Говорухина и Дурова, тем более, что у Говорухина спортивный разряд по альпинизму. Летом я приехал к ним в Баксанское ущелье. Оставили меня одного в кинотеатре смотреть рабочий материал. А всё ведь без монтажа, без очерёдности, без пояснений. Где-то есть звук, где-то нет, что-то вообще непонятно, какой-то парень с приклеенной бородой сидит с гитарой. Спускаюсь в гостиницу «Иткол» в дурном настроении. Перед входом стоит тонваген – автобус «ПАЗ». Из него выходит тот парень с бородой и ко мне: «Вы автор сценария? Давайте я вам спою». Ну, думаю, сейчас самодеятельность начнётся. Он непонятно кого играет, теперь бренчать на гитаре будет. «Не до тебя сейчас!», - отвечаю. «Да ладно, - говорит он, - Пошли». И спел «Здесь вам не равнина»... И так это было эмоционально, столько смысла и философии в одной всего песне, что я воспрянул духом, и буквально взлетел на этаж к моим уважаемым режиссёрам. Дуров читал роман Достоевского «Идиот», а Славка делал зарядку. Я сказал: «Не знаю, что из этого выйдет, подожду результата, но мне кажется, если экранное повествование будет разбито этими балладами Высоцкого, то и смысл появится, и ясность».

Картина получилась правдоподобной, а песни, как говорят альпинисты, «настоящими», потому что Говорухин изначально решил серьёзно подготовить актёров. Руководил тренировками Михаил Ануфриков, а интрукторами были Мария Готовцевой и Анатолий Сысоев (все из «Спартака»). Дублёром Геннадия Воропаева, Александра Фадеева и Георгия Ку́льбуша стал Говорухин, а Маргариту Кошелеву (когда она улетала в Киев на спектакль) заменяла Светлана Лепко. Даже конструктор первого советского альпинистского снаряжения Виталий Абалаков приезжал, чтобы провести с киногруппой восхождение. Актёры осваивали ледоруб, жили в палатках, учились ходить в связке, поднимались до 3000 м. После сдачи нормативов Кошелева, Лужина, Воропаев, Фадеев, Высоцкий и Пучинян получили значок «Альпинист СССР».

На «Вертикаль» ходили с блокнотами, чтобы записать песни Владимира Высоцкого

На «Вертикаль» ходили с блокнотами, чтобы записать песни Владимира Высоцкого

Первой родилась «Песня о друге». Консультант фильма, знатный альпинист Леонид Елисеев рассказал Высоцкому, как он с товарищами в 1955 г. поднимался по северному склону Главного Кавказского хребта. По вине одного из альпинистов с ним сорвались ещё четверо, получив различные травмы, а один остался посередине ледового склона без страховки. Елисеев из последних сил поднялся на 70 м и вызвал по рации спасателей. Высоцкий после этого провёл ночь без сна, и утром спел Елисееву «Если друг оказался вдруг…» Степан Пучинян рассказал о случае, связанном с песней:

- На вертолёте нас подняли на ледник Шхельда, а спускались уже пешком. Мы с Володей шли в одной связке – он впереди. И вот за крутым поворотом возникла широкая трещина. Володя прыгнул, а я не успел сориентироваться и прыгнуть сразу же за ним. Пространства для разбега уже не было, но каким-то чудом я всё же перепрыгнул. Володя говорит: «Смотри-ка, только спел, что нужно парня в готы тянуть и спасать, и у самого чуть не возникла такая ситуация».

Следующей песней была «Вершина». На первых скальных занятиях съёмочная группа находилась под ледником Кашка-Таш. В это время тройка из ЦСКА штурмовала пик Вольная Испания, и от камнепада погиб альпинист Юрий Живлюк, а двоих нужно было снимать. Так как поблизости не было спасателей, актёры поднялись за пострадавшими. Далее слова Высоцкого:

- Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим трое суток. Поражает их сила духа... Они не позволили, чтоб мы их несли, и только на самом лёгком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был ещё случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя, и улетел вниз…

Наблюдая за теми спортсменами из ЦСКА, Высоцкий произнёс: «Нет, никто не гибнет зря..» За этой строки пошли следующие: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной – идут лавины одна за одной…»

В Шхельдинское ущелье, под пиком Щуровского находится стоянка, названная «Приют немцев». Здесь осенью 1942-го базировались части немецкой горнострелковой дивизии «Эдельвейс», в которой были альпинисты и горнолыжники, приезжавшие с 1936 г. в СССР для совместных восхождений с нашими альпинистами и для изучения горных троп. Временами в перерывах между ожесточёнными боями с немецкой стороны кричали: «Есть у вас такой-то?» И называли имя и фамилию советского воина-альпиниста. Если с нашей стороны отвечали утвердительно, немцы говорили: «Вчера у нас ефрейтор погиб, передайте вашему, что они вместе ходили на Эльбрус». Высоцкий, узнав об этом, написал «Военную песню» (другое название «Баллада об альпийских стрелках»). В финале есть эпизод, где старший группы альпинистов Ломов обессиленный спускается вниз, находит в сугробе гильзы, и вспоминает бой с немцами.

Почему-то одно время считалось, что «Скалолазку» Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной, только по той причине, что большую часть фильма в кадре они находятся вместе. Но Лужина играет в фильме не альпинистку, а врача, и ни у самого Высоцкого, ни у его персонажа радиста нет повода назвать её скалолазкой. Более подходящие кандидатуры – это исполнительница главной роли Маргарита Кошелева, а также инструкторы по альпинизму Мария Готовцева и Светлана Лепко. Из всех четверых только Кошелева до этого ни разу в интервью не называла себя той самой скалолазкой. Хотя Готовцева и проводила занятия с актёрами, но признаётся, что с Высоцким общалась мало; к тому же допускает, что песня посвящена Кошелевой. Лепко же несколько раз встречалась с Высоцким в Ленинграде уже после окончания съёмок. Владимир Семенович по поводу посвящения хранил молчание, и на концертах иногда предварял песню словами: «Скалолазка – это такая женщина, которая лазит по скалам». Киноактёр Лев Перфилов, незабвенный фотограф Гриша Ушивин из телешедевра «Места встречи изменить нельзя», утверждал, что «Скалолазка» посвящена именно Кошелевой. И вдобавок к сказанному, цитата из статьи ныне покойного Елисеева «История одной песни», вошедшей в 1988-м в сборник воспоминаний о Высоцком: «Из Риты Кошелевой получилась такая скалолазка, что если бы она в том сезоне участвовала в чемпионате СССР, то была бы в числе призёров. У неё все необходимые для этого качества: высокий рост, минимальный вес, хорошая координация - до работы в кино она была балериной. Так что по скалам ходила, как обычные люди ходят по земле. И песня «Скалолазка», я убеждён, написана Володей по следам этих её успехов, которыми восхищалась вся киногруппа. А как он смотрел на неё, когда пел эту песню...»

Оставалось позвонить в Киев самой Кошелевой. Маргарита Николаевна ответила:

- Да, я окончила хореографическое училище Большого театра,

и хотя к тому времени уже не танцевала в балете, снявшись в нескольких картинах, но ноги и координация не подвели, хотя руки были несколько слабоваты для скалолазания. Но я работала в кадре практически без дублёрши, даже на общих планах. Как-то увлеклась этим всем, да и горы манили. Вот уж точно Володя сказал: «Лучше гор могут быть только горы…» Мы с Сашей Фадеевым самостоятельно прыгали в кадре через трещины, и это вошло в картину. Однажды я устала, и попросила заменить меня дублёршей, но Говорухин убедил: «Лучше ты отдохни, и сделай ещё дубль». Сейчас многие говорят, что Володя для них «Скалолазку» написал. Я не спорю, потому что знаю – посвящена мне. Сначала удивлялась, почему же он не скажет об этом на каком-нибудь выступлении, неловко перед кем-то или стыдно?.. Потом решила: «Ну, и ладно. Может, он ещё кому-то посвящал».

О последней песне «Прощание с горами» рассказывает Сергей Тарасов:

- Когда в Одессе фильм был смонтирован, появилось ощущение, что в финальной сцене прощания на вокзале не хватает некой эмоциональной составляющей. Я говорю: «Вот они вышли из вагонов, вот прощаются и растворяются в людской массе. И какие они герои после этого?» Володя обвёл всех взглядом, и сказал: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться. Так?» И почти сходу написал всю песню. Сильная вещь…Она мне очень нравится.

Остаётся добавить, что, песни из фильма популярны и поныне, а создатели «Вертикали» стали настоящими профессионалами в своём деле. Кроме фильмов Говорухина зрительский успех снискали киноленты Тарасова («Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Чёрная стрела»), Дурова («Пираты ХХ века» (соавтор сценария Говорухин), «Не могу сказать «прощай») и Пучиняна («День свадьбы придётся уточнить», «Тайна мадам Вонг» (сценарий Говорухина)).

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

Владимир Высоцкий: лучшие песни.

Еще больше материалов по теме: «Владимир Высоцкий: досье KP.RU»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также