Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество27 января 2013 22:00

Увидят ли школьники 100 фильмов, рекомендованных Минкультом

«КП» разбиралась, как может быть реализована инициатива киношников
Чтобы вот так, с неподдельным интересом, дети смотрели старое отечественное кино, надо еще очень постараться

Чтобы вот так, с неподдельным интересом, дети смотрели старое отечественное кино, надо еще очень постараться

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

...Сто книг для школьников, сто фильмов... Чтобы все пересмотреть и перечитать, детям придется постараться. Вопрос только: будут ли они вообще стараться?

Кино для патриотов

Предыстория 100 фильмов такая. Никита Михалков посетовал, что дети не смотрят отечественные ленты, а должны бы, чтобы вырасти патриотами и хорошими людьми. Идею подхватили и в Интернете выставили опрос, попросив народ назвать три любимых фильма. Народ в количестве 40 тысяч человек на просьбу откликнулся. Но предложил и зарубежные ленты. Их из списка вымарали. А оставшиеся отправили экспертам ВГИКа и Госфильмофонда. Так родились те самые «100 фильмов, которые нужно посмотреть школьникам». На днях Минкульт официально перепасовал список Минобрнауки - внедрять.

Чтобы разобраться, как это будет происходить, мы пригласили на пресс-конференцию в «КП» экспертов и чиновников.

Минобрнауки своего представителя не прислал. Позже стало понятно почему.

Эй, сапожник!

Вот что выяснилось: цели и задачи «100 фильмов» педагоги и киношники понимают по-разному. Для кинематографистов список - возможность организовать для учеников что-то вроде предмета под условным названием «Введение в основы киноведения».

- Мы не ставили перед собой задачу синхронизировать фильмы с уроками литературы, - честно признался Дмитрий Караваев, директор НИИ киноискусства ВГИК. - На уроках литературы учитель не читает вслух «Войну и мир», а объясняет ключевые вещи для понимания романа. И нам было бы проще, если бы хватило простого курса основ кино. Но только лишь показать школьникам кино - это значит отстать от времени. Надо познакомить их с фильмом как с шедевром культуры.

Педагоги на это пожимают плечами: как в школьную программу втиснуть такой специфический предмет? Кто его будет преподавать?

В Минкультуры согласны с тем, что «100 фильмов» будут факультативом. Но от этого проще не становится. Подготовленные преподаватели-киноведы все равно нужны. Нужны классы, где можно кино показывать. Нужны деньги (в масштабах страны немалые), чтобы кино размножить и раскидать по школам. Кто это будет делать? За чей счет? Ответа пока нет. Поэтому и отмолчались в Минобрнауки.

- Кино - самый действенный манок для детей, которые хотят общаться, - рассказывает директор столичного центра образования № 686 Сергей Казарновский. - Но любое образование получается в процессе столкновения с личностью. Поэтому главный вопрос: кто будет вести такие уроки? У учителей литературы и так много часов. Это в нашей школе, которая нацелена на подготовку творческих личностей, есть такой факультатив. В Москве есть возможность приглашать кого-то, кто смог бы объяснить детям специфику. Как это сделать в глубинке?

Фильму давай...

Вменяемые учителя и сами понимают: кино в школе нужно. Только в минкультовском ли виде?

- Разрыв между детьми и взрослыми сегодня стремительно увеличивается, - это все, что смог сказать министр образования и науки Дмитрий Ливанов о кинопросвещении по-новому. - Часто культурные образцы старшего поколения неизвестны молодежи.

Кино - самое понятное нынешним школьникам искусство. Дети читают мало. А кино смотрят. Да зачастую голливудское, простое, как железнодорожные шпалы, и такое же прямолинейное. Но кино может быть тем инструментом, который бы и воспитывал, и помогал бы вести уроки. Скажем, «300 спартанцев» явно были бы не лишними на уроке по истории Древнего мира. «Флаббер» - на физике или химии. А уж сколько всего интересного можно показать на литературе! Скажем, организовать поход на идущую сейчас голливудскую «Анну Каренину», а потом обсудить и сравнить с романом Толстого.

Но это совсем другое дело. Тут парой месяцев не отделаешься. Нужна совместная работа киноведов и историков кино с составителями школьных курсов, психологами и методистами. Нужна дополнительная литература для педагогов.

- Сейчас, увы, не выпускают, как это было в советские времена, брошюрок про режиссеров и про выдающиеся фильмы, где доходчиво бы рассказывалось и об истории картины, и об историческом контексте, пояснялись киноприемы, - сетовал президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Шемякин. А почему бы той же гильдии их не выпускать?

Педагогу важно, чтобы детям было интересно учиться. Конкурировать тут приходится с компьютером, что очень непросто. Кино - один из немногих союзников учителя.

В нынешнем виде факультатив по «100 фильмам» вряд ли в школе приживется. В лучшем случае приютится где-то на задней парте между подготовкой к ГИА и ЕГЭ и конкурсом «Веселые старты». А дети как не знали отечественную киноклассику, так ее и не узнают.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Кина не будет

Получить доступ к школьной программе хочется многим. Существует самое настоящее образовательное лобби. Когда бывший министр образования Андрей Фурсенко (сам выпускник питерского матмеха) вполне здраво заметил: а может, в школе не нужно изучать высшую математику? - какие стенания раздались. Министр покусился на святое!

Сколько скандалов вызывает любая корректировка программы по литературе (см., например, «КП» от 26 января с. г.) или по истории! Академики, авторы курсов, грудью становятся на защиту своего предмета. А нужен ли он в прежнем виде современным школьникам? Пойди выясни...

Вот еще одно влиятельное лобби спускает в школы «100 фильмов». Никто не спорит: хорошее кино школе никогда не помешает. Но в контексте нынешней школьной программы еще одного обязательного урока и без того переполненное расписание точно не выдержит.

Что у нас получится? Фильмы примут (не откажешь же уважаемым людям), сплавят в необязательный факультатив. Ну а там... В конце концов через пару лет вряд ли кто-то из замотанных завучей вспомнит о кино для школьников.

А очень-очень жаль. Кино - гражданское, эмоциональное, честное - школьникам нужно. Просто, может, подумать, как этот же список использовать на уроках мировой художественной культуры, истории, литературы, обществоведения, географии? Нужна методика использования художественного кино в образовательном процессе. Вот только кто возьмется ее разработать?

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

ДОКУМЕНТ

Про мультики забыли

Киношники говорят: список не окончательный. Его еще будут пополнять.

Царь Иван Васильевич, только пригубив, сразу понял: водку ключница делала.

Пролистав минкультовский список, можно сделать вывод - над ним трудились умудренные киноведы, школьные учителя вряд ли были допущены в святая святых.

Можно, наверное, согласиться с тем, что школьникам надо бы посмотреть фильмы «...А зори здесь тихие» Ростоцкого, «Айболит-66» и «Внимание, черепаха!» Быкова, «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Александрова, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, «Андрей Рублев» Тарковского, «Балладу о солдате» Чухрая-старшего, «Бег» Алова и Наумова. В списке много действительно прекрасных лент.

Но вот вопрос: осилят ли ребята «Белеет парус одинокий» Легошина, снятый в 1937 году? «Красные дьяволята» Перестиани (1923)? «Смелые люди» Юдина (1950), «Путевку в жизнь» Экка (1931), «Радугу» Донского (1943)? И даже «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Кулешова (1924)? Много есть нынешних взрослых, которые эти ленты видели?

Наверняка только с преподавателем, имеющим киноведческую подготовку, стоит смотреть подросткам второго десятилетия XXI века «Землю» Довженко (1930), «Месть кинематографического оператора» Старевича (1913) или «Человека с киноаппаратом» Вертова (1929), «Звезду» Иванова (1949). Вот только где взять такого преподавателя?

А с каким преподавателем смотреть «Маленькую Веру»? Или сексуальные сцены в этом знаменитом перестроечном фильме будут вырезать?

Пока список и впрямь напоминает перечень рекомендованных для просмотра абитуриентам, поступающим на сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. А хотелось бы все-таки другого. Как минимум того, чтобы нынешние детишки понимали, почему у взрослых расправляются морщины на лбу, когда говорит один другому:

- Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Или:

- А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!

(Кстати, в списке нет, например, ни одного фильма Марка Захарова.)

Несмотря на то, что выбраны вроде бы ленты для просмотра детишками, среди сотни не нашлось места для мультиков. Один лишь «Ежик в тумане» Норштейна на этот раз счастливо нашел свою дорогу.

- Список - открытый, - успокоил на пресс-конференции в «КП» директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов. - В нем еще должны быть и анимационные фильмы, и современное российское кино. Мы не упираемся в число «сто». Лент может быть и больше.

Читайте также

Сотня старых (и не очень) добрых (как правило) и интересных (без исключения) отечественных фильмов, которые можно смотреть в школе.

«Уроки кино? Почему бы нет!» - подумали в правительстве, услышав предложение Союза кинематографистов.

И недавно Минкультуры представило проект списка из 100 российских фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах на факультативах. Как именно будут проходить «уроки кино», сейчас решают в ­Минобрнауки. А мы пока решили полностью опубликовать «правительственный» список. Картины-то и правда прекрасные, так зачем тянуть - можно показать их детям прямо сейчас! (Читайте далее)