Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-7°
Boom metrics
Звезды4 февраля 2013 12:20

«Огромное небо» для Оскара Фельцмана

На 93-м году жизни скончался композитор Оскар Фельцман. О его смерти сообщили Иосиф Кобзон и Аркадий Дворкович
Источник:kp.ru
Оскар Борисович Фельцман (18 февраля 1921 г. - 03 февраля 2013 г.)

Оскар Борисович Фельцман (18 февраля 1921 г. - 03 февраля 2013 г.)

Фото: RUSSIAN LOOK

За 92 года он успел написать множество песен - и при этом не успел толком прославиться. Я уверен, что большинство людей путали его с Олегом Лундстремом. Нет, Оскар Фельцман был композитором, не джазменом.

Старая песня «Адресованная другу, ходит песенка по кругу» в 2002 году вонзилась в мой мозг, как копье. Тогда на работе я проигрывал ее, не останавливаясь. Моя подруга Валентина Львова, которая в тот момент была еще и моим редактором, однажды вошла в кабинет, где я что-то воодушевленно писал под эту песню, проигрывавшуюся на старом, синем компьютере iMac - и окаменела от изумления.

Вот и сейчас, когда я пишу некролог Фельцману, я ее слушаю. Всего несколько абзацев - и уже десять прослушиваний.

* * *

Одесса подарила России множество замечательных людей, Фельцмана в том числе; он родился там в 1921 году.

Классическая история: еврейский ребенок играет на скрипке. Он играл на ней с пяти лет - а потом освоил и пианино. В шесть уже написал свою первую фортепианную пьесу. Потом учился в Москве. Потом начал писать оперетты и концерты (которые все почти забыли), и песни (которые знают все люди, родившиеся в СССР).

Он написал «Ландыши» для Гелены Великановой.

Он написал «Огромное небо» для Пьехи.

Он написал «Манжерок» для нее же. (Никто, дружок, до сих пор не знает, что такое Манжерок - но и черт с ним; Манжерок - это песня).

«Ничего не вижу, ничего не слышу».

«На тебе сошелся клином белый свет».

Чудесная группа «Мегаполис» во времена своего расцвета не уставала пародировать песни Фельцмана. Она написали по мотивам «Огромного неба» изумительную «Белку и Стрелку», а по мотивам «Ландышей» - песню «Карл-Маркс-Штадт». Оскар Борисович относился к этому вполне спокойно.

***

И вот он умер. Да, 92 года. Люди склонны умирать, особенно в таком возрасте.

Еще недавно он участвовал в программе «Достояние республики» на Первом канале. В свои девяносто он радостно аккомпанировал Людмиле Сенчиной, певшей про ландыши - и эту запись хочется расшифровать

«Это история замечательная, о ней сейчас можно в хорошем настроении рассказывать, а вообще это было довольно драматично. Я писал лет 50 назад эту песню. Первый месяц, другой, третий, меня все поздравляли и говорили: «Ты второй Дунаевский». А потом кто-то, где-то - простите меня, может, это военная тайна - наверху сказал, что это пошло. Но сказал таким серьезным голосом, что вся критика сказала: «Да, конечно, это пошло!» Теперь можете меня спросить, сколько лет ругали меня за «Ландыши». Двадцать три года. А через двадцать три года мы с вами встретились, и «Ландыши» есть «Ландыши». Я очень доволен!»

Как же хочется верить, что и сейчас он очень доволен - уже не в компании Юрия Николаева и Дмитрия Шепелева, а в компании тех, кого за 92 года он успел полюбить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Первым сообщил о кончине Фельцмана Иосиф Кобзон. В эксклюзивном интервью радио «КП» он рассказал, что Оскар Фельцман продолжал работать до последних дней жизни:

- Последнее время он плохо себя чувствовал. Я с ним постоянно созванивался. У него были головокружения, нарушения сосудистые, он не мог ходить. Очень переживал по этому поводу. Но голова работала очень ясно. Очень жаль, что это случилось. Случилось это вчера в 2.45. Друзья сейчас решают вопрос о его захоронении. Он до последних дней работал. Неделю тому назад я с ним говорил по телефону, он мне сказал, что он пишет песню, посвященную мне. «Это сюрприз, - сказал он. – Ты приедешь, я хочу тебе сыграть». Но просто и возраст, и болезни его, безусловно, ограничивали в общении (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

В Новосибирске Оскар Фельцман как Вольф Мессинг нашел свою любовь

В годы войны Новосибирск переживал настоящую культурную революцию. В эвакуации у нас находились коллективы прославленных театров из Москвы, в подвалах оперного хранились сокровища Эрмитажа. Да что там говорить: у великого Утесова, композитора Мравинского, экстрасенса Мессинга сибиряки могли запросто взять автограф, когда те торопились на репетицию. Композитору-песеннику Оскару Фельцману, в 1941 году было 20 лет. В наш город он попал сразу после окончания композиторского факультета Московской консерватории. - К нам были эвакуированы преподаватели Московской консерватории, музыканты Ленинградской филармонии, - рассказывает начальник научно-методического отдела Музея города Новосибирска Татьяна Тарновская. - Понятно, что вслед за мэтрами в наш город потянулись и молодые талантливые музыканты - кстати, именно в Новосибирске Оскар Фельцман познакомился с Мравинским и джазом Утесова. Любопытная деталь: несмотря на молодой возраст, он был ответственным секретарем Сибирского отделения Союза композиторов СССР (читайте далее)

В годы войны Новосибирск переживал настоящую культурную революцию. В эвакуации у нас находились коллективы прославленных театров из Москвы, в подвалах оперного хранились сокровища Эрмитажа. Да что там говорить: у великого Утесова, композитора Мравинского, экстрасенса Мессинга сибиряки могли запросто взять автограф, когда те торопились на репетицию. Композитору-песеннику Оскару Фельцману, в 1941 году было 20 лет. В наш город он попал сразу после окончания композиторского факультета Московской консерватории.

- К нам были эвакуированы преподаватели Московской консерватории, музыканты Ленинградской филармонии, - рассказывает начальник научно-методического отдела Музея города Новосибирска Татьяна Тарновская. - Понятно, что вслед за мэтрами в наш город потянулись и молодые талантливые музыканты - кстати, именно в Новосибирске Оскар Фельцман познакомился с Мравинским и джазом Утесова. Любопытная деталь: несмотря на молодой возраст, он был ответственным секретарем Сибирского отделения Союза композиторов СССР (читайте далее)