Звезды21 февраля 2013 22:00

Гуру Кен: «Рок-н-ролл как образ жизни в России убили хип-хоп и r'n'b»

«Шоу Гуру Кена» теперь выходит на радио «Комсомольская правда»!

Это интервью с Гуру Кеном, новым уникальным ведущим, чье шоу стартовало на Радио «Комсомольская правда», взял наш исследователь музыки Мейклав Нотвор. Разговор получился о хорошей музыке, роке и Стасе Михайлове.

Нотвор:

- Мы живем в стране победившей попсы, r'n'b и Стаса Михайлова. Неужели рок-н-ролл действительно мертв?

Гуру Кен:

- Меня часто посещает такая мысль. Но каждая новая талантливая песня излечивает от этого временного затмения! Ситуация такова. Рок-н-ролл как образ жизни мертв уже как лет двадцать, и не только у нас, но и во всем мире. Да и продолжалось это тоже двадцать лет. Только в Америке это было в 60-70-е, а у нас в 80-90-е. В Америке рок-н-ролл как образ жизни убили диско и хип-хоп. У нас - хип-хоп и r'n'b. Но это стилистические отличия, а в общем ситуация в России вполне следует общемировому тренду, только с отставанием на те же 20 лет. Рок-н-ролл как образ жизни остается нормой только в узких субкультурах - олдовых хиппи, сотрудников музыкальной рок-индустрии - всяких репетиционных баз, концертных агентств, вся та узкая прослойка людей, которые сидят за пультами, ставят свет на концертах и с гордостью носят майки с надписью Stage. Это те волосатые парни, которых можно видеть на любом рок-фестивале, а в импортном варианте - на гастролях любой рок-звезды. Их мало, им нравится такой образ жизни. Но погоду они больше не делают. Однако рок-н-ролл как музыка от этого вовсе не умер. Это фантастическое, невероятное ощущение от мощи барабанной установки, бьющей по твоим перепонкам, этот вкус ревущих гитар и вкрадчивая интеллигентность клавишных - они никуда не делись. Каждый приходящий на концерт или слушающий на приличной аппаратуре такую музыку испытывает этот рок-кайф снова и снова. Ученые уже доказали, что рок действует на участки мозга, отвечающие сразу и за наслаждение, и за первобытные животные инстинкты. Так что рок-н-ролл будет всегда, вне зависимости от моды, как и джаз или блюз, только слушателей у него всегда будет побольше.

Нотвор:

- Даже Музыканты с большой буквы в последние годы занимаются самоповторением и выпуском ЗЭБЕСТов. Кто из мастодонтов рока еще способен прогрессировать? Ну или хотя бы чем-то удивить?

Гуру Кен:

- Мастодонты вроде ДДТ или Машины Времени уже заняли в стране то место, которое в мире занимают Брюс Спрингстин или Пол Маккартни. То есть они в стране известны всем, даже конченным дебилам, они отнюдь не творческие импотенты, более того, они задают планку. Ходят на их концерты по большей части те, кто когда-то давно подсел на них, ведут своих детей, внуков и... праправнуков. Ну, и известная доля молодых любопытствующих. Конечно, среди мастодонтов есть деление на активных и слившихся в творчестве. Интереснее про активных. Скажем, каждый новый альбом Машины Времени, Аквариума, ДДТ, Скляра, Пикника, Ночных снайперов, Ольги Кормухиной, Сплина, Калинова Моста, Бутусова, Мазаева - кого еще не назвал? - это какие-то открытия нового, это новые первоклассные песни. От них не стоит ждать новых музыкальных жанров, а вот классные песни - это к ним, это не к Стасу Михайлову. Ну, и не забудем про музыкантов нулевых, детей Миши Козырева. Чаще поминают Земфиру, но ведь там еще целая генерация музыкантов, любящих и умеющих писать песни. А песни - это главное, главнее, чем образ жизни. Это качественный контент, которым живет вся музыкальная индустрия, так называемый шоу-бизнес. Еще есть целый мир сверхтяжелой музыки, там свои законы. И не только Кипелов и Ария. Еще множество молодых хард-н-хэви музыкантов, терзающих гитары с еще большим вдохновением.

Нотвор:

- Талантливая молодежь. Она же - молодая шпана. Она же - новая волна рок-н-ролла. Есть? Или все-таки пить?

Гуру Кен:

- Конечно, есть. Вот я недавно в «Гуру Кен Шоу» рассказывал о конкурсе рок-песен в Самаре, там с десяток отличных песен - и тяжеляк, и альтернатива, и фолк. И это только одна Самара. А сколько таких? С молодыми музыкантами есть две главные системные проблемы. Отсутствие коммуникации и мало денег. Они взаимосвязаны. С одной стороны, быть рок-музыкантом при нашем капитализме означает быть бедным, поэтому талантливые и ушлые в этот жанр больше не идут. Не модно и мало денег. Они лучше пойдут в программисты или менеджеры. Из Бориса Гребенщикова в советское время мог получиться отличный прикладной математик, жил бы по сегодняшним меркам в Калифорнии и работал бы в Гугле, как это и сделал Сергей Брин, ставший миллиардером. Но БГ жил в 80-е, когда рок был в моде, хотя и преследовался коммунистами, и это было интересно - портвейн, влюбленные толпы девушек, признание интеллектуалов. Если бы сегодня появился БГ, он в рок-музыку не пошел бы точно. С другой стороны, коммуникации. На всю страну - полторы радиостанции, вещающие рок. Хорошо, что есть интернет и социальные сети. Но интернет хорош только в двух случаях - если ваша музыка привлекает девушек в период полового созревания (скажем, группа «Нервы») или вы играете такой тяжелый рок, в котором есть четкие нормативы и устоявшееся коммьюнити (скажем, «Louna»). В остальных случаях выложенные в интернет умные и талантливые песни на 100% потонут в океане дерьма. Можно даже не тратить на это времени. Да, есть масса молодых групп, которые пытаются пробиться всеми силами. Поют потому, что не могут не петь. Это вызывает большое уважение. Но я знаю, чем все заканчивается. Парни откладывают гитары, идут работать офисным планктоном, отращивают пузико, и по выходным ходят на концерты ДДТ. Отчасти я начал делать радиопрограмму «Гуру Кен Шоу», чтобы помочь молодым и дать хоть какой-то ориентир массовому слушателю. Но иллюзий у меня нет: во всем мире советы маститых музыкальных журналистов почти никому не интересны. Отличие только в том, что в Америке индустрия делает деньги на молодых - крутит песни на радио, а потом продает билеты и треки на iTunes, и заинтересована в молодых. Хотя бы на период выпуска и продаж одного альбома, даже одной песни. А у нас такого бизнеса вообще нет, и молодые музыканты как бизнес-объект никому не интересны.

Нотвор:

- Распад какой группы воспринимаешь как трагедию? Или личную обиду?

Гуру Кен:

- Нет такой группы. Пусть все идет, как идет.

Нотвор:

- В последнее время все поют дуэтами. Или трио. Сочетание каких исполнителей порадовало больше всего? А кому лучше не петь вместе?

Гуру Кен:

- Дуэты - это чаще всего инициатива пиарщиков. Потому что отличное промо. В нашем роке я знаю только один первоклассный дуэт - «Би-2» и Юля Чичерина. Им бы вообще объединиться... Их песню «Падает снег» слушаю каждый новый год. Еще интересно, когда сразу много рок-музыкантов записывают одну песню, например, «Рок-н-ролл» или «Замыкая круг». Тогда каждый куплет ложится на бэкграунд истории каждого исполнителя, и получается дополнительный контекст, новые смыслы. А чаще всего дуэты, трио и иные коллаборации - унылое бездарное промо.

Нотвор:

- Тяжелая судьба поющих женщин на отечественной сцене. Всех ведь так или иначе сравнивали с Пугачевой. Потом с Долиной. Теперь с Максим... Мельчаем?

Гуру Кен:

- Мельчаем, в каком-то смысле. С Пугачевой продолжаем сравнивать по инерции, сам грешен. Или с Земфирой, что тоже сомнительно. Но такова специфика восприятия - всегда сравниваешь с чем-то топовым, чтобы нагляднее представить все плюсы и минусы артиста. Женщинам на эстраде вообще всегда было полегче - на сцене всегда есть спрос на красивые лица и фигуры, да хоть в качестве украшения. Это же сфера развлечений. Сейчас, кстати, даже в академической музыке пошли такие тенденции - грузные одутловатые певицы уже не рулят, всем подавай Нетребко, Флеминг и Дженкинс, красавиц. Но в творческом смысле пространства для самовыражения у женщин в поп- и рок-музыке не так много. Женщин ценят за искренность и непосредственность эмоций, а если уж еще и глубина... Но сейчас кассу делают подростки, им глубина пока не нужна. Поэтому Нюша предводит тинейджерами, а куда более глубокая Ваенга - собирает совсем возрастную аудиторию. Начнешь петь умные песни - тебя вообще не поймут. Именно поэтому серьезная Земфира была последней, за ней только Ваенга, а дальше будет еще попроще.

Нотвор:

- Эксперименты типа шоу «Голос» - это полезная история? Вот победила Дина Гарипова, а дальше... Где ей петь с таким голосом?

Гуру Кен:

- Я смотрел онлайн ее пресс-конференцию в Казани, она хочет петь татарские песни и надеется, что для нее кто-нибудь напишет песни. Ну, и шанс на «Евровидение» никто не отменял. В лучшем случае, будет как Пенкин или Басков в юбке. Но это опять не для тинейджеров! Карьера Эльмиры Каллимулиной мне кажется более перспективной. В любом случае вектор заранее понятен - петь кроссовер, смесь оперы и попсы. Но сколь долго это будет интересно зрителям - большой вопрос. Тот же Басков уже оперу не поет, перешел на обычные попсовые песни, и сразу потерялся, стал обычным светским персонажем.

Нотвор:

- На кастинге в группы типа ВИА Гры набирают по принципу: грудь покажи! А талант на эстраде вообще не важен?

Гуру Кен:

- Ну, это совсем не так. На эстраде нужна, конечно, красота, но без таланта быть симпатичным и интересным публике - делать там нечего. И на кастингах ищут именно такое сочетание. А вот голос - это да, вокальные умения отошли на второй план. Продюсеру проще найти зажигательную красивую девушку, харизматика, и умеючи вставить ее голос в песенный материал. Компьютерная обработка звука делает чудеса. А со временем начинающая артистка и петь научится - вспомним Кристину Орбакайте, Веру Брежневу, Елену Ваенгу. Дело еще в том, что актуальная музыка вообще не предполагает шикарного вокала. Вся эта модная дэнс-электроника, задающая тренд, - там не нужен голос Пугачевой или Дины Гариповой. Достаточно чистых нот и обаяния. И даже обаяние необязательно. Взрослым людям это трудно понять, но молодежи нравится. Формат важнее личности. Мелодия и аранжировка делают успех. А поскольку больших мелодистов почти нет, то - одна аранжировка. Добавь к качественной аранжировке толику подросткового обаяния, и ты уже поп-звезда, как Джастин Бибер. И конкуренции почти никакой, потому что все обаятельные идут работать в Гугл или Газпром, там больше платят. Вот и мельчаем.

Нотвор:

- Даже страшно, но сейчас спрошу как журналистка в розовой кофточке: а че у нас в последнее время так много римейков? Перепели уже Высоцкого, «Кино», «Битлз»... Надо ли таким образом давать песням новую жизнь? Ведь когда эти же песни играют в джазовой или симфонической обработке - мы не против. А как перепел Денис Майданов, так нос воротим...

Гуру Кен:

- Обязательно надо! Песни живут, пока их поют. За столом или на сцене - неважно. Никого на Западе не удивляет, когда известный музыкант включает в альбом кавер на Элвиса или «Металлику». Это престижно и говорит о музыканте, как о достойном человеке, знающем и уважающим свои корни. В трибьют-альбомах участвуют суперзвезды. И у нас, когда Бутусов поет на каждом концерте песни Цоя, а А-Студио делает великолепный кавер Пугачевой, - это здорово. Посмотрите в интернете - многие подростки уверены, что песня «Так же, как все» - это песня А-Студио! Так делается новая жизнь старым великим песням. Но все это ценно, когда идет от души. Когда музыкант хочет спеть чужую песню потому, что любит ее и хочет показать ее новые грани, сделать свое прочтение. Раздражение вызывают другие случаи. Когда телеканалы или радиостанции в погоне за рейтингом устраивают сборные концерты своих звезд «в честь» кого-то, неважно, Цоя или Пугачевой или Магомаева. Что происходит? Каверы делаются не от души, а просто чтобы засветиться в эфире. Делаются на коленке, буквально за неделю. Трудно же представить, что именно в одну неделю 20 артистов сразу записали 20 каверов на одного артиста? Эта ложь - она сразу слышна, и вызывает справедливое отвращение. Тогда уже иное - использование великих имен ради мелкого, ради трех минут в эфире Первого канала или «Нашего Радио». Торговля телом.

Нотвор:

- О, вот самый главный вопрос. Все остальные были разминкой. Если бы была возможность собрать группу мечты. Такой дримтим. Ударник, ритм, соло и бас. Ну и клавиши, ладно. Плюс солист. Кого бы ты выбрал?

Гуру Кен:

- Сложный вопрос. Группа - это такой же живой организм, как пчелиная семья. Да просто человеческая семья. Вот группа Queen или Pink Floyd - кого оттуда вычеркнуть или добавить? Смерть вычеркивала, и группы менялись не в лучшую сторону или распадались. Поэтому я бы переиначил вопрос так. Группа мечты для какой-то цели - скажем, показать инструментальный класс игры. Тогда на барабаны я бы посадил Дейва Грола (он умный), на бас - Луиса Джонсона (без слэпа нет баса, а его бас у Майкла Джексона самый чувственный в мире), за клавиши - Кит Эмерсон, гитаристами - Стив Вай (для виртуозности) и Дэвид Гилмор (для смысла), а петь - Том Йорк из Radiohead. Если из наших - то петь Кипелову, на гитару - Дмитрий Четвергов (наш Вай) и Андрей Макаревич (это наш Гилмор), на барабаны - Игорь Джавад-Заде, на бас - Гребстель, клавиши - Вячеслав Горский. Это все для техничности с долей смысла. Но скорее всего из группы мечты получилось бы мутное ничто. Все-таки лучшие семьи складываются не из супермужчин и суперженщин, а из любви и понимания обычных живых людей с недостатками.

Шоу Гуру Кена вы можете слушать в прямом эфире каждую пятницу с 23 часов (мск) на радио «Комсомольская правда» на частоте 97,2 FM в Москве или на сайте www.kp.ru/radio Повтор программы - в 21 час по московскому времени в воскресенье.

В других городах России радио «Комсомольская правда» можно услышать на частотах:

- в Абакане 105,3 FM,

- в Барнауле - 106,8 FM,

- в Бийске - 100,9 FM,

- во Владимире - 104,3 FM,

- в Волгограде - 96,5 FM,

- в Вологде - 99,2 FM,

- в Екатеринбурге - 92,3 FM,

- в Ижевске - 107,6 FM,

- в Краснодаре - 91,0 FM,

- в Красноярске - 107,1 FM,

- в Липецке - 103,7 FM,

- в Новосибирске - 98,3 FM,

- в Перми - 96,6 FM,

- в Саратове - 90,6 FM,

- в Саяногорске - 102,3 FM,

- в Ставрополе - 105,7 FM,

- в Твери - 99,3 FM,

- в Тюмени - 99,6 FM,

- в Челябинске - 95,3 FM

Вы можете подписаться на самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" на нашей страничке в iTunes

Архив программы "Шоу Гуру Кена" можно на странице архива программы. Туда же будут добавляться свежие выпуски. Добавляйте в избранное!

Шоу-бизнесКультура: музыка