2015-02-04T08:05:53+03:00

Можно ли научиться хорошо водить машину в автошколе?

Три мифа о курсах подготовки водителей
Поделиться:
Комментарии: comments40
Изменить размер текста:

Почти каждый раз, говоря о высокой аварийности на дорогах, представители ГИБДД критикуют автошколы за качество подготовки водителей. Оставим в стороне их взаимную пикировку («Ну как вы их учите? А зачем вы им тогда права выдаете?»), попробуем разобраться, возможно ли вообще научить человека ездить при нашей системе подготовки водителей.

Миф первый: здесь учат

Это далеко не везде так. Курс подготовки автошкол рассчитан не на обучение водителя, а на подготовку к сдаче экзамена в ГИБДД. На «теорию» отводится всего 106 часов. То есть запрограммированный максимум – получение «корочек». Остальное никого не волнует. Более того, сам процесс обучения - это издержки. Помещение школы, литература и наглядные пособия, тренажеры, инструкторы, автопарк, полигон – это все деньги, затраты.

Во-первых, учить кто-то должен. Но в России нет конкретного документа с требованиями к преподавателю автошколы. Нет специальных учебных заведений, где готовят инструкторов. Например, в Германии инструктор готовится 700 часов в течение 1 года, 2 года проходит стажировку и только после этого получает право стать полноценным учителем автошколы.

Второе: в стране тысячи «виртуальных» автошкол, которые представители привычных называют «сетевыми». Их никто не считал. Они «прикрываются» лицензиями, выданными на одну головную «контору», а сами набирают слушателей по разным районам и городам за смешные деньги по объявлениям с указанием номера мобильного телефона.

- Сейчас это достаточно развитый сетевой бизнес. Объявления в региональных газетах гласят: «Как выучить правила дорожного движения за 6 часов без взрыва мозга?! Приходите - поможем». Вот так зазывают людей, и они идут! У нас в программе заложено на изучение ПДД 106 часов. Цена в этих сетевых организациях гораздо ниже, но качество очень сомнительное. Думаю, что здесь должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба. Более того, есть уже и федеральные «сетевики», которые неподконтрольны проверяющим органам, - говорит Татьяна Шутылева, президент межрегиональной ассоциации автошкол.

Представители Генпрокуратуры в прошлом году проанализировали состояние законности при подготовке кандидатов в водители транспортных средств в автошколах. И «нарыли», что «игнорируя требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением предусмотренных лицензией требований». Кроме того, в автошколах отсутствуют образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой.

Что делать? Искать крупные автошколы, работающие давно и имеющие хорошую репутацию. Проверить лицензию, узнать, кто преподает, где проходит обучение, на каких машинах учат водить.

Миф второй: можно найти недорогую автошколу

А вот и дудки. Средняя стоимость обучения в столичной автошколе – 27 тысяч рублей. В Архангельске – 17 тысяч, а самая высокая - в Самаре, 32 тысячи рублей. В Южных республиках – Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии – самая низкая стоимость услуг по подготовке кандидатов в водители – от 5 тысяч рублей, - такие данные приводит Сергей Евстафьев, замначальника Управления подготовки специалистов Департамента профессионального образования ДОСААФ России.

Получается так, что школы, не дающие обучение в нужном объеме, но берущие меньшие деньги, имеют конкурентное преимущество перед теми, кто вычитывает положенные по программе часы подготовки. Представители автошкол считают, что нельзя за семь тысяч рублей выпустить нормального водителя.

Что здесь поможет? Не искать, где дешевле, а ориентироваться на сложившиеся в регионе цены. За такую экономию потом все рано придется расплатиться: штрафами, здоровьем, жизнью.

Миф третий: придешь сюда пешком – уедешь за рулем

Разве что уползешь тихонько, молясь или чертыхаясь. Дело в том, что на обучение практическому вождению по программе отводится всего-то 50 часов. Но и не в этом дело, а в том, что на городских оживленных улицах машинам со знаком «У» делать нечего. В главе 21-й Правил дорожного движения говорится о том, что органы местного самоуправления по согласованию с ГИБДД составляют перечень дорог, куда машинам автошкол путь закрыт. И, естественно, учебная езда запрещена во дворах жилых домов и на автомагистралях.

Что можно ждать от водителя, который раньше ездил только на дорогах с неинтенсивным движением и с инструктором справа, который бил по коленке, если скорость достигала 40 км/час, а, едва получив права, пытается самостоятельно влиться в общий поток на магистрали, где все едут 130?! Чаще всего, вчерашние курсанты потом еще долго ездят справа, холодным потом обливаясь. Или просят кого-то из знакомых или родственников доучить их ездить и не бояться.

Что здесь поможет? Курсы контраварийной подготовки, где грамотные инструкторы (чаще всего – бывшие или действующие автоспортсмены) будут не натаскивать к сдаче экзамена, а в индивидуальном порядке учить премудростям повседневной безопасной езды. А это еще тысяч двадцать рублей в столичных ценах. Или больше, если ученик окажется не самым способным.

Два шага в сторону

У нас пока еще никто не запретил самоподготовку, когда кандидат в водители самостоятельно сдает экзамены в ГИБДД. Всего один вопрос: где и как научился этот человек водить машину, если ездить без прав у нас запрещено? Пробел, получается. Ездить нельзя, а сдавать на права после самоподготовки можно. Автошколы, естественно, против этого, ведь это их хлеб. А мы на стороне людей: если может человек сдать на права самостоятельно, зачем ему препятствовать? Лучше придумать, как создать ему для этого условия.

И еще, конечно, коррупция. Есть массовое заблуждение, что сдать на права без взятки нельзя. Свои промахи и ошибки, как нерадивые студенты, курсанты любят объяснять словами «завалили» и «бесплатно не сдать». Это с одной стороны. С другой – в самих автошколах предлагают заплатить за сдачу экзамена. Мы провели опрос на сайте, и на вопрос: «Приходилось ли вам сталкиваться с предложениями «содействия» гарантированной сдаче экзамена?» более половины респондентов (ок. 55%) ответили «Да». Так что и здесь не все чисто.

А вы как думаете, могут ли в автошколе подготовить нормального водителя?

Еще больше материалов по теме: «Автошколы»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также