Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика2 марта 2013 23:27

Патриарх Кирилл: Московская элита была чужда и церкви, и народу

В Александровском саду вспоминали героя Смуты Святителя Гермогена
Патриарх Кирилл: Московская элита была чужда и церкви, и народу

Патриарх Кирилл: Московская элита была чужда и церкви, и народу

Фото: РИА Новости

Первая весенняя суббота в столице отметилась массовыми мероприятиями. И это не только митинги белоленточников и противников иностранного усыновления – в метель и стужу в Александровском саду предстоятель Русской православной церкви отслужил молебен в честь Патриарха-мученика Гермогена, канонизированного ровно сто лет назад. Прошлой весной здесь заложили камень на месте будущего памятника герою Смутного времени, затем всем миром отбирали лучший проект монумента. Подобные планы вынашивали еще Романовы, но война и революция эти замыслы похоронили.

Говоря о стремлении московской элиты XVII века установить в Кремле польско-литовское владычество, Патриарх Кирилл напомнил, что без поддержки Гермогена внушить это народу было не так-то просто.

- Понимали те самые смутьяны, как и оккупанты, что ничего на Руси не произойдет, если Патриарх Московский не обратится с соответствующим призывом ко всему народу поверить в идею спасения извне. Вот почему на Патриарха стало оказываться огромное давление – и представителями боярской знати, и оккупантами: «подпиши воззвание, обратись к народу русскому, чтобы приняли иноземное господство как великое и необходимое деяние», - подчеркнул Святейший, отмечая, что тогдашняя элита воспринимала оккупацию как способ повысить уровень материальной жизни и приобщиться к европейским ценностям.

В итоге непокорного Патриарха бросили в подвалы Чудова монастыря, откуда он своими грамотами сумел поднять народ на освободительное восстание, а сам погиб от холода и голода.

- Почему требовалась врагам помощь Патриарха? Да потому что понимали они, что народ - тот самый простой народ, который всегда решал судьбу России, не согласен с элитами, он не принимает соблазнов, он живет своей внутренней жизнью, и только один голос мог повлиять на народ – голос Патриарха. Но он жил одной жизнью со своим народом, а эта мощная элитарная прослойка, которая пыталась разрушить единство страны, по сути, была чужда и церкви, и народу. То, что произошло с нами в XVII веке, - великий урок на все времена и урок для всех - для властей, для элит, для церкви и для народа, - провел параллели с днем сегодняшним предстоятель РПЦ.

И напомнил, что в Русской церкви есть три Патриарха, признанных святыми, – Иов, не поддавшийся на искушения Лжедмитрия, Гермоген и Тихон, который «возвысил свой голос» уже при большевиках.

- Они стали жертвами власть имущих. Это ли не пример пророческого служения Русской церкви? Мы чувствуем, как в то время, так и сейчас, глубинную связь с народом нашим, тем самым, который не стесняются оскорблять, считают иногда неспособным принимать решения, легко управляемым, слабым, подверженным порокам. В глубине народной жизни хранится вера православная, а вместе с ней и верность Отечеству. И потому церковь, находясь в единстве со своим народом, молясь за него, продолжает то служение, которое осуществляли великие московские Патриархи, - заключил Святейший.