2016-08-24T03:23:36+03:00

Отличникам — от «двоечника»

Россия — страна полярных мнений. Тут принято все делить на два, даже когда на два не делится
Николай НИКУЛИН@radio_kpтелерадиоведущий, креативный продюсер
Поделиться:
Комментарии: comments77
Фото: Андрей КАРА
Изменить размер текста:

Две стороны, две позиции, два лагеря, две головы орла, даже ныне популярное слово «тандем» тоже включает известное число. Видимо, так проще: множество неумолимо приводит к осложнениям (а зачем все усложнять?), единство провоцирует на известные подозрения — а не дурят ли нас. Поэтому разделение на два полюса для такой хитросложенной страны, как Россия - не в диковинку.

Политика сегодня незаметно сдает свои позиции вещам идеологическим — я бы даже сказал онтологическим. Что толку спорить о власти, покуда в наших руках она никогда не окажется? Другое дело — власть психологическая. Всегда приятно ощутить себя выше кого-то: не просто над ним подняться, но и поглядеть свысока! «Ты пишешь с ошибками», «у тебя неграмотная речь», «ты слабо разбираешься в проблеме», «мне не о чем с тобой говорить» - вот они живописные средства унизить человека, получив над ним психологическую власть. Кому какое дело до содержания — ты сначала закончи университеты и академии, а потом и дерзай.

По существу, Россия разделилась на два недружелюбных друг другу слоя — двоечников и отличников (при всей условности этих терминов). Так было, разумеется, всегда, да и — страшно сказать — во всех странах, но почему-то именно у нас «отличники» стали не просто совестью нации, но и носителями правды. Они, конечно, имеют на это право: ведь они не высыпались в школьную пору, когда вставали в первому уроку, они делали домашнее задание, они получали медали, а затем красные дипломы, не пили, не курили, не гуляли с дураками, и предпочитали спокойный домашний вечер разгульному ночному образу жизни.

Все это так. И, право слово, трудно это отрицать. Многие из них — несомненные таланты. Но вот гении вырастают в другой среде, хоть убейте. Я вспоминаю свои университетские годы: когда мы после института собирались во дворике на лавочке и вслух читали Ницше (тогда это было модно). Люди оглядывались на нас, недоумевали, а мы вели себя так, как хотелось. Не эпатажа ради. Просто нам так хотелось. Отличники проходили мимо нас, брезгливо морщась. Они не успевали выполнить очередную «домашку» и спешили домой. А мы куражились, потому что студенческое время — ну, сами понимаете, студенческое время!

Почему я это вспомнил? Большинство из тех, кто проводил свой досуг в праздном мятеже и щедром озорстве, сейчас нашли себе пристойные работы, продолжают развиваться как личности, а многие из них — писать диссертации от философских до филологических направленностей. Те же, кто утруждал себя учением усердным, ныне занялись бизнесом, менеджментом или ушли в сферу услуг. Иными словами, предали тот путь, по которому они шли. Спрашивается: зачем они учились психологии, социологии или филологии, если в жизни они занялись другим делом. Правильно! Потому что учеба для них была всю жизнь средством обеспечить себе место под солнцем. Они трудились не в силу жажды знаний, а в силу желания преуспеть в будущем. А иные — те, которые дышали воздухом философии, - те не покинули свое духовное поприще.

Отличники говорят, что, дескать, двоечники как были рассеянными в школе, так и остались. Прогуливают работы, бегают от руководства, обманывают коллег. На самом деле это мифы, которые придумали сами отличники, чтобы как-то оправдать свое бесполезное усердие. Да, они-то по-прежнему гнут свою палку, они карьеристы в хорошем смысле этого слова (как уже было замечено, для них все этапы в жизни — это ступеньки наверх), но зачастую они мало чем интересны корпоративному организму. Скажем, на работе есть кадры сменяемые и незаменимые. Сменяемые по функциональности мало чем друг от друга отличаются: им важно всего-навсего прилежно работать и не роптать на руководство. Такого сменить на подобного же не представляется невозможным. Они — отличники. А теперь возьмем человека, генератора идей, предлагающего нестандартные варианты в работе... Таких единицы. И их ценят как раз потому, что эта «нестандартность» может в любой момент выстрелить. Это шахматный конь, полезный своим затейливым ходом. А пешка — она при любом раскладе пешка.

Я не хочу быть категоричным. Есть много положительных качеств отличников. У них получаются хорошие семьи, они обретают стабильную работу, безбедное существование. Каждый, впрочем, вправе выбирать для себя, как ему жить. Но мне абсолютно не понятны нападки на двоечников с их стороны. Может, это зависть или ревность? В таком случае надобно сетовать на злой рок и неблагодарную судьбу — ведь, по большому счету, историю делают авантюристы, жадные до открытый. Отличник впитывает в себя знания, но не стремиться ничего нового открыть. А вот авантюристы... Ну, вспомните хотя бы Генриха Шлимана, с легкой руки которого была найдена легендарная Троя! Вы думаете, он ее откопал ради научных открытый? Он искал золото, и в результате корону Елены Троянской подарил своей жене.

Умение не стоять на месте — очень важное умение. И скажите спасибо, что есть еще двоечники, толкающие мир. «И все-таки она вертится!»

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также