Звезды

Почему американскую «Тайну перевала Дятлова» снимали на деньги от России?

Картина оказалась весьма клюквенной с точки зрения изображения российской и советской действительности

Вышедшая в прокат «Тайна перевала Дятлова» прославилась не только кассовым успехом (больше $5 миллионов у нас собирали только раскрученные голливудские ужастики), но и общественной дискуссией. В фильме наша страна выглядит убого, люди больше напоминают зомби, а тайные опыты, которые ставят военные на заключенных, отдают риторикой холодной войны. При этом в финансировании картины принимал участие Государственный фонд кино. Так почему государство тратит средства на подобные фильмы?

- Для начала стоит пояснить разницу между Минкультом и Фондом кино, - рассказал «КП» сотрудник последнего, не пожелавший быть названным. - Все деньги, которые идут через фонд, - возвратные. То есть это не благотворительность, а вполне сознательная стратегия: фонд не вмешивается в производство, но требует, чтобы продюсеры финансировали только те проекты, которые могут приносить прибыль. Так было до конца прошлого года, когда «Тайна перевала Дятлова» получила финансирование. Но после ухода с поста руководителя Сергея Толстикова фонд фактически потерял часть своей независимости от Минкульта. Что будет дальше, никто не знает, но, вероятно, теперь и фонд будет оценивать содержание картины.

Сергей Толстиков, руководивший Фондом кино с 2010 по 2012 год, более подробно прояснил механизм, благодаря которому «Тайна перевала Дятлова» получила госфинансирование.

- В производстве фильма участвовала компания Non-Stop Production, которая в прошлом году вошла в число 10 студий, которые поддерживает Фонд кино, - рассказал Толстиков корреспонденту «КП». - Продюсеры Non-Stop Production делают зрительское кино, а задача фонда - заставить российских зрителей поверить в кино, снятое на российские деньги. Non-Stop Production получила от государства 120 миллионов рублей. На «Тайну перевала Дятлова» пошла не вся эта сумма, разумеется. Фонд не оценивал идеологическую составляющую проекта, потому что задачи мы себе ставили другие - сделать качественное кино, которое сможет привлечь посетителей кинотеатров.

В компании Александра Роднянского AR-Films (а именно Роднянский - основной продюсер «Тайны перевала Дятлова») информацию, полученную от Толстикова, полностью подтвердили:

- Про идеологию вопросов у сотрудников фонда не возникло никаких. Обсуждалась лишь возвратность средств, полученных от государства. Разумеется, все деньги, полученные через фонд, нам придется вернуть.

На вопрос о том, что будет с финансированием аналогичных «Дятлову» проектов в дальнейшем, затруднились ответить и нынешние сотрудники Фонда кино, и Толстиков, и продюсеры фильма.