Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics

У родителей отняли 5-месячного ребенка по доносу больницы

Жертвами инцидента стали бывшие россияне

Странная история произошла с молодой семейной парой из Сакраменто, Анной и Алексом Николаевыми, нашими бывшими соотечественниками. У них силой отняли пятимесячного ребенка только за то, что они решили обратиться за помощью в другую больницу.

И Анна, и Александр родились в СССР, покинув страну в подростковом возрасте, в 1990 году. Анна поначалу переехала с семьей в Германию, и там получила немецкое гражданство. Теперь пара живет в США, в столице Калифорнии, Сакраменто. У Александра Николаева двойное гражданство - США и России.

Их маленький мальчик по имени Сэмми с рождения страдает шумами в сердце. Но инцидент, о котором идет речь, начался с того, что 23 апреля Анна привезла ребенка на обследование к педиатру из-за симптомов гриппа. У этого врача, в клинике Саттер Мемориал (Sutter Memorial Hospital), младенец регулярно наблюдался с самого рождения, с периодичностью раз в две недели. Осмотрев его, врач сделал неожиданное заключение: мальчик в тяжелом состоянии, на грани смерти, необходима срочная госпитализация и хирургическое вмешательство - операция на сердце.

Суд Сакраменто решил вопрос в пользу Николаевых, сняв с супружеской пары все обвинения.

Суд Сакраменто решил вопрос в пользу Николаевых, сняв с супружеской пары все обвинения.

Второе мнение

Анна усомнилась в правильности диагноза, поскольку Сэмми, по ее словам, чувствовал себя нормально, хорошо ел, хорошо спал, был весел и спокоен. А тут еще ее насторожила явная неквалифицированность медсестры, собравшейся сделать ребенку инъекцию. На вопрос матери, что она собирается ему ввести, сестра ответила «Не знаю». Как оказалось, это был антибиотик. «Я знаю, что врач говорил о необходимости операции, - позже рассказывала Анна, - но уж точно не прописывал нам никаких антибиотиков. Как я могла после этого доверить им своего ребенка». Между лечащим врачом и Анной возник конфликт.

Операция на сердце грудного малыша - дело нешуточное. Николаевы решили проконсультироваться у других врачей. Обращение за «вторым мнением» (second opinion) - весьма распространенная в медицине США практика.

«Видя одну ошибку за другой, я не захотела, чтобы моего ребенка оперировали в больнице, в которой я не чувствую себя в безопасности», - объяснила Анна. Врачи, по ее словам, были против консультаций с другими специалистами и настаивали, чтобы она осталась в их больнице. Анна, проявив твердость, забрала Сэмми из Саттер Мемориал и отвезла в клинику Кайзер Перманенте (Kaiser Permanente), где врач, осмотрев его, высказал совсем другое мнение: никакой опасности нет, жизни малыша ничто не угрожает. И выдал справку о том, что родители могут лечить его дома.

Но тут нежданно-негаданно нагрянула полиция. Как выяснилось, Анна забрала ребенка из «Саттер» без оформления надлежащих бумаг, о чем из клиники немедленно сообщили по телефону 911. И стражи порядка явились прямо в «Кайзер».

- Приехал целый наряд полицейских, чтобы «спасти» Сэмми, - рассказывают Анна и Алекс. - Оказывается, сотрудники первой клиники столько всего наговорили про нас! Что мы избегаем лечения, что увезли ребенка умирать домой. Доктору пришлось показать документ, в котором говорится об отсутствии оснований для срочной госпитализации.

Убедившись, что ребенок в порядке, они сказали: «Ладно, ребята, вам повезло». И ушли. Однако тем дело не кончилось. Ровно через 24 часа перед домом Николаевых объявились сотрудники CPS в сопровождении 9 (!) полицейских. Алекс вышел им навстречу. Вместо приветствия, его прижали лицом к стене. А когда он спросил: «Я что, арестован?», повалили на землю, заломив руки за спину, и отобрали ключи.

Анна, наблюдавшая эту сцену из окна, включила видеокамеру, установленную перед домом. Камера запечатлела, как, по меньшей мере, четверо полицейских открывают дверь, как без звонка и стука вламываются в дом, не предъявив даже ордера на право вторжения на территорию частной собственности.

Права ребенка превыше всего

«Я намерен забрать у вас ребенка, не сопротивляйтесь, и не деритесь со мной. О кей?» - был слышен на видео голос офицера. Отнимая ребенка, он держал Анну за руки, чтобы она не цеплялась за свое дитя. Никаких документов на подобную акцию предоставлено не было. Они просто развернулись и ушли с малышом на руках.

Это, видимо, означало «взять ребенка под защиту государства». Полицейские действовали, как они объяснили, на основании заключения, данного службой CPS - «вызывающее пренебрежение родителей своими обязанностями по отношению к ребенку».

Запись видеокамеры, вместе с интервью с семьей, была показана по местному телеканалу News10/KXTV. А затем целый ряд информационных агентств обратился в полицию, в больницу, и в CPS за разъяснениями. News10, взявший на себя отслеживание этой истории, сообщил, что полиция и больницы переадресовали все запросы к CPS. А там, в свою очередь, заявили, что не могут комментировать конкретные случаи, так как обязаны соблюдать закон о конфиденциальности.

Анализируя данное недоразумение - а иначе его не назовешь - Симни Чуон, корреспондент News10, сделал предположение, что система обмена информацией между полицией и CPS возможно дала сбой, поскольку поведение родителей никак не угрожало безопасности ребенка.

Нетрудно себе представить состояние родителей, у которых ни за что ни про что отнимают грудного ребенка, отнимают грубо, жестоко, как у преступников. Ребенка, которого они обожают, над которым дрожат вдвойне из-за его слабого здоровья. Николаевы никак не могли понять, что они сделали противозаконного, что с ними так обошлись. Помимо всего, выяснилось, что Сэмми поместили в ту самую клинику - в Sutter Memorial, из которой они, можно сказать, сбежали, не доверяя ее медперсоналу. Матери поначалу разрешили только один раз повидать сына, но потом смягчились и добавили три посещения в день по часу.

«Похоже, родители не имеют в Америке никаких прав на своих детей», - возмущается Алекс, сравнивая ситуацию с «коммунистическим режимом» в Советском Союзе. Любопытная деталь - маленькому Сэмми еще даже не успели оформить американское гражданство.

Адвокат пары, Джо Вайнбергер, заметил: «Меня это просто ошеломило, как правительство может силой отнимать ребенка после того как доктор сказал, что со здоровьем у него нет никакой чрезвычайной ситуации... Я не могу даже представить себе такое, чтобы моего ребенка кто-то осмелился вырвать у меня из рук». Вайнбергер признает, что пара совершила ошибку, забрав Сэмми из Мемориал Саттер без надлежащего оформления бумаг. Но насколько адекватно проступку наказание?

Надо заметить, что Америка в этом плане довольно странная страна... с нашей - иммигрантской - точки зрения, возможно. С одной стороны, она никак не помогает работающим родителям растить детей (я имею ввиду отсутствие государственных яслей, детских садов), перекладывая все заботы о своем подрастающем поколении исключительно на плечи родителей, а с другой - черезчур рьяно встает на защиту прав детей, поощряя даже доносы на собственных родителей.

Лишить родительских прав - здесь проще простого. На это работает целый букет законов. Например, такой: все дети обязаны получить определенный набор прививок. (Иные из них делаются от нескольких инфекционных болезней сразу, причем в грудном возрасте). Если родитель откажется сделать своему ребенку прививку, а тот, пойдя в школу, заболеет и, не дай Бог, кого-нибудь заразит, его родителей могут на несколько лет посадить в тюрьму...

Торжество справедливости

Вся эта история вызвала бурный отклик в интернете. На «фейсбук» появились страницы, на которых люди из разных стран высказывали свое возмущение действиями полиции и служб опеки, пытались ободрить родителей. Была создана специальная группа поддержки семье. Но доступ в нее вдруг прекратился.

«Я думаю, здесь замешано правительство, - высказала свое предположение Анна в одном из интервью. - На странице группы множество людей выражало нам сочувствие, мы получали там поддержку. А потом внезапно страницу заблокировали. Мы пытались позвонить им, чтобы выяснить, в чем дело. Однако ответа так и не получили. Мы создали еще одну страницу. История повторилась». Анна заявила, что если им в ближайшее время не вернут ребенка, она обратится за помощью в посольство Германии.

Калифорнийский инцидент не прошел и мимо властных структур России, пресс-службы МИДа РФ в частности, «внимательно следили за развитием ситуации». Подключился к этому делу и Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка. Его пресс-служба поместила на своей странице, в принципе, ничего не значащую информацию: «По решению службы защиты детей США 5-месячный Сэмми был временно изъят из семьи. Основания и обстоятельства такого решения проверяются. В подобных ситуациях, прежде всего, следует руководствоваться правовыми (юридическими) аргументами. Алекс и Анна Николаевы граждане России и США».

За пару дней до суда Астахов пообещал, что будет способствовать возвращению ребенка Николаевым. «Это дело уже, конечно, взято на контроль, - заверил он. - Информации очень много, и она пока проходит проверку. Мы будем предлагать родителям подать жалобу, чтобы ребенка вернули».

Генеральное консульство России в Сан-Франциско тоже активно занималось выяснением всех деталей случившегося. Хорошо хоть, что калифорнийские власти не стали затягивать с окончательным решением вопроса. Судебное слушание по делу Николаевых состоялось в Сакраменто 29 апреля. На нем присутствовала почетный Генеральный консул России, Наталья Оуэн.

После пятичасового рассмотрения и анализа представленных обеими сторонами фактов суд Сакраменто решил вопрос в пользу Николаевых, сняв с супружеской пары все обвинения, и постановил вернуть изъятого органами опеки пятимесячного ребенка в семью. Но не сразу. Малыша было решено отправить в третью, так сказать, нейтральную клинику - в Стэнфордский медицинский центр, в Пало-Альто, для тщательного обследования. А его родители должны исполнять все предписания врачей и не забирать Сэмми из больницы без их разрешения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дипломаты разбираются, почему у русской пары в США отобрали ребенка

Как так вышло, что у семьи Николаевых забрали пятимесячного сына, - выясняет Генеральное консульство РФ в Сан-Франциско (читать далее...)