Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics

К золотому штату возвращается позолота

Миллиардные излишки появились в налоговых поступлениях Калифорнии
Губернатор Калифорнии Браун готовит к оглашению свой пересмотренный план бюджета.

Губернатор Калифорнии Браун готовит к оглашению свой пересмотренный план бюджета.

На прошлой неделе читателей калифорнийских газет, а затем и интернетпользователей облетела новость, удивившая, обрадовавшая и вдохновившая многих. Ведь так редко за годы глубокой рецессии можно было услышать что-либо позитивное.

Неожиданный профицит

Новость заключается в следующем: поступления от подоходных налогов наполнили казну Калифорнии, создав излишек в $4,6 миллиарда (!), что значительно превысило все не только ожидания и прогнозы, но и казавшиеся несбыточными мечты. Налоги с бизнесов также резко подскочили, добавив еще $200 миллионов сверх ожидаемых. Не красноречивое ли это свидетельство того, что экономика штата восстанавливается, причем не медленно и со скрипом, а этаким гигантским скачком, вызвав резкую перемену в настроениях настрадавшихся (как и вся страна) калифорнийцев.

Грядущие перемены четко обозначились к началу этого года, вселив веру в окончательный выход из долговой ямы. Уровень безработицы снизился с 12,4 процента (на октябрь 2010-го) до 9,8, восстанавливается рынок жилья, причем намного более быстрыми темпами, чем ожидалось. Фондовый рынок также карабкается вверх, вливая деньги в казну Калифорнии.

Радостная весть пришла из Сакраменто - штат буквально затопили налоговые поступления, что впервые за много лет позволит закончить финансовый год не с дефицитом бюджета, а с увесистым избытком в миллиарды долларов.

Когда губернатор Браун вступил в должность в 2011 году, бюджет штата имел $26,6 миллиарда дефицита. Чтобы покрыть его, были сокращены расходы на среднее и высшее образование, пенитенциарную систему, здравоохранение и социальные услуги. За период рецессиии не осталось непострадавших от урезаний, сокращений, увольнений.

Каждому хотелось верить, что меры эти временные, что нужно только «затянуть потуже пояса», как советовал губернатор, набраться терпения и переждать. Несколько лет регулярно сокращали бюджет, а в ноябре прошлого года избиратели, скрепя сердце, приняли предложенное Брауном повышение налога с продаж и увеличение налога на прибыль с высоких доходов (последнее - сроком на 7 лет).

В целом к 2013 году расходы фонда Калифорнии упали до $93 миллиардов, по сравнению с пиком в $103 миллиарда в 2007-2008 гг. Расходы на образование - с 56,6 до 47,3 миллиардов. Рабочая сила штата потеряла более 30 тысяч позиций.

Брауновский план временного повышения налогов был задуман как «дискретизация с запоминанием» («holding action»), чтобы удержать счета штата сбалансированными до тех пор, пока его экономика не восстановится. И план, как сам он считает, сработал. «Быстрый прогресс поможет оправдать такой подход, - полагает Стив Леви, директор Центра изучения экономики Калифорнии в Пало-Альто. - Можно сказать почти с уверенностью, что 2013-й будет очень хорошим годом».

У губернатора прогнозы еще более масштабные. «В течение следующих четырех лет, мы уже можем говорить о сбалансированном бюджете, о жизни по средствам. Это новое. Это прорыв!» - радостно сообщал он где-то в январе-феврале, когда остальные лишь робко надеялись, что после погашения дефицита останется излишек этак миллионов в 36. А тут вдруг нежданно-негаданно - миллиарды!

Как лучше залатать «дыры»

Председатель бюджетного комитета законодательного собрания, Боб Блуменфилд, выразил по этому поводу свои восторги: «Мы не устраиваем больше дебатов вокруг того, что урезать, мы пытаемся выбрать, куда инвестировать деньги».

Да, это не миф, а реальность! С дефицитом в Калифорнии, на несколько лет парализовавшим Капитолий, на данный момент покончено. И, как и следовало ожидать, вслед за возгласами радости, в верхах начались не менее эмоциональные споры и разногласия по поводу того, куда лучше направить появившиеся излишки, какие дыры залатать в первую очередь. Причем разногласия имеют место не только между демократами и республиканцами, но и в лагере губернатора - демократы далеко не во всем поддерживают предложения своего, облаченного властью однопартийца.

Как только стало известно, что финансовые дела Калифорнии пошли на лад, губернатора со всех сторон атаковали вопросами - на что он намерен пустить излишки, кому, в первую очередь, поможет вернуться в прежнее русло. Давление на Брауна, пишет Los Angeles Times, будет интенсивным - со стороны законодателей и защитников прав потребителей, стремящихся восстановить деньги на программы, которые были урезаны ради покрытия дефицита, возместить потери округам, чтобы они могли заботиться о неимущих.

Округа Калифорнии и так уже стонут под гнетом «губернаторского произвола», переложившего часть своей прямой ответственности на их плечи. В частности штат «пачками» перенаправляет к ним осужденных за несерьезные правонарушения, чтобы разгрузить свои, битком забитые тюрьмы. «Это тяжелая нагрузка, - жалуются они. - Мы устали от нее».

Браун пообещал в ближайшее время предоставить свой план расходов. Скорее всего, большую часть излишка он направит в школы и колледжи, пострадавшие больше остальных. Соответственно Браун предупредил, что после того, как финансирование системы образования будет восстановлено, в казне вряд ли останется достаточно денег, чтобы кидаться ими направо-налево. Правда, выразился он более политкорректно: «Распределение денежных средств не может быть столь доступным, как многим сейчас кажется».

Далее Браун хочет пустить сбережения в программы социальных услуг, такие как уход за детьми, и меньше оставить денег для общественного здравоохранения. Тут и начинаются разногласия. И демократы, и республиканцы-законодатели выступают за хотя бы частичное восстановление урезаний в системе здравоохранения, чтобы возместить потери врачей и больниц, лечащих неимущих, из которых целых 4 миллиона, как полагают, остались незастрахованными по программе Меди-Кал.

Предложение возместить провайдерам потери в размере $1 млрд в год было принято в комитете Сената единодушно, обеими партиями. Только Браун выступает против этих изменений, опасаясь, что возврат отнятых денег при их регистрации может привести к мошенничеству.

Предложение лидера сената Даррела Стейнберга восстановить зубоврачебные пособия для малоимущих пожилых людей (прикрытые в целях экономии в 2009 году) уже было одобрено комитетом Сената и поддержано республиканцами.

Как умерить аппетиты

Браун, говоря, что он опасается невосполнимого распределения ресурсов, полученных от налогоплательщиков, хочет сократить их, чтобы держать расходы штата под контролем, и пообещал, что не отступится. «Мы хотим действовать осторожно, чтобы не откусить больше, чем сможем проглотить», - объясняет он.

Пока Браун готовит к оглашению свой пересмотренный план бюджета, споры в законодательных органах становятся все более и более напряженными. «Мы все находимся на одной странице, - говорит член местного законодательного органа Холли Митчелл, возглавляющая подкомитет по здравоохранению и социальным услугам. - Кажется, только наш губернатор этого не понимает».

Но главное, наверное, не их, вполне закономерные, прения, а то, что губернатор и его администрация полны надежд на светлое будущее, выражая уверенность, что налоговые поступления будут продолжать резво расти.

Законодатели, государственные чиновники и финансовые эксперты предупреждают, что столь резкий всплеск доходов, вызвавший текущий бюджетный избыток может иметь свое объяснение, которое вряд ли позволит штату удержаться на достигнутой высоте. Заключается оно в том, что калифорнийцы, опасаясь изменений в федеральном налоговом кодексе (из-за бюджетных проблем в Вашингтоне), поспешили обналичить свои инвестиции в конце минувшего года, отсюда и лавина подоходных налогов. А это означает, что неожиданный финансовый избыток - явление разовое. Если догадка подтвердится, опасается Крис Сорнберг, партнер-основатель исследовательской организации Лос-Анджелеса «Викен экономика», законодатели не рискнут пойти на стабилизацию налоговой системы штата.

Увы, констатируют аналитики, Калифорния слишком зависима от таких непостоянных источников, как налоги, опираясь на прогрессивный подоходный налог и налог с продаж, а не услуг, для того, чтобы быть в состоянии покрывать текущие расходы. В результате ее доходы гораздо менее стабильны, чем в большинстве других штатов. Эта зависимость делает финансовую основу Калифорнии зыбкой, непредсказуемой, порождая цикличность взлетов и падений всей бюджетной машины. К концу прошлого финансового года, например, налоговые сборы были далеки от ожидаемых, лишь увеличив бюджетный дефицит.

Чтобы в будущем меньше зависеть от «летучих единовременных доходов», штату необходима, считают экономисты, «налоговая реформа», которая обеспечила бы более стабильный приток финансов в общий котел.

Ну а нам, простым калифорнийцам, остается уповать на то, что последние, более чем обнадеживающие результаты окажутся не взлетом качелей, за которым неминуемо следует очередной провал, а стабилизацией ситуации. Что все, упомянутые выше рассуждения экспертов из области «если бы да кабы». Главным на данный момент все же остается то, что Калифорния сумела вырваться из цепких когтей рецессии и показала прямо-таки ошеломительные результаты.