Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды26 июня 2013 14:10

Романтики, но не с большой дороги

Уличная музыкальная жизнь Великого Новгорода медленно, но верно набирает обороты
Когда-то сюда приходили хиппи и рокеры. Сейчас они тоже здесь появляются - потолстевшие, постриженные респектабельные горожане с детьми.

Когда-то сюда приходили хиппи и рокеры. Сейчас они тоже здесь появляются - потолстевшие, постриженные респектабельные горожане с детьми.

Музыканты поддерживают добрую традицию своих бременских коллег. Некоторые зарабатывают этим, но никто не ставит деньги выше удовольствия, которое получает творец, если его творения находят своего поклонника.

Помнится, один знакомый виолончелист (многие новгородцы видели его в парке 5-7 лет назад) мне рассказывал, как ему удалось съездить в Берлин и сыграть вместе с легендарными The Scorpions. «Я тогда за игру в составе симфонического оркестра получил сто франков, а играя в берлинском метро заработал почти четыреста», - рассказывал он. Пожалуй, это был один из немногих музыкантов, кто играл в Кремлевском парке исключительно ради денег. И то, было очевидно, что в процессе игры виолончелист получал удовольствие. И даже старичок-гармонист играет, сидя на лавочке, чтобы встретиться с друзьями, хотя кофр от инструмента так же приветливо призывает положить полтинник.

Признаться, я и сам в последнее время начал устраивать вылазки, играю дуэтом с товарищем. Причем успел отметиться не только у нас, но и в Питере, и даже в Киеве. И могу с уверенностью сказать - новгородская публика, хотя и непривычная в массе своей к этому явлению, но самая благодарная. Чехол для денег мы, конечно, кладем, хотя для человека с регулярной занятостью количество заработанных музыкой средств невелико и не имеет значения. Гораздо важнее, что улица, на которой «поселились» музыканты, становится по-настоящему живой и уютной, а люди, слушающие веселую или романтичную музыку, выглядят счастливее.

Есть у нас одна традиция - по выходным на мосту музыку слушать

Современная уличная музыка в Великом Новгороде имеет свою достаточно длительную историю и даже традиции. Самая известная из них - сейшены на «хипповском» мосту. Лет 20-25 назад у входа в Кремль со стороны Софийской площади волосатые хиппи и рокеры регулярно устраивали стихийные концерты, за что удостаивались пристального внимания со стороны милиции. Эти же люди - постриженные, потолстевшие и превратившиеся в зажиточных буржуа - уже приводят сюда своих детей послушать фолк-

Константин Хиврич: игра на мосту - это традиция.

Константин Хиврич: игра на мосту - это традиция.

группы Shedda и Drunk Nach Ulster - пока единственных продолжателей традиции. А полицейские уже никого не гоняют и сами с удовольствием слушают. В эти минуты мостик над рвом неизменно заполнен людьми, причем, вопреки расхожим стереотипам, целыми семьями. Пьяных почти не бывает. Об этом говорит и лидер Drunk Nach Ulster, известный каждому новгородскому музыканту, Константин Хиврич:

- Я играю больше 15 лет на мосту. Ребята ещё больше. Это уже новгородская традиция. Мост - место встреч, знакомств. Культовое место, своего рода, для определённой тусовки. Раньше много было помех: милиция, пьяные гопники и десантники, руководство музея. Теперь всё спокойнее. Нас никто не пытается прогнать. Появляются и другие ребята, кто иногда музицирует на мосту. Это становится уже привычной частью новгородской культуры.

Музыканты группы Shedda всерьез относятся к своему проекту, поэтому каждая вылазка - это способ рассказать о своем творчестве и достучаться до сердец людей, избегающих клубные рок-концерты.

Максим Лазин: на улице тебя услышат те, кто не ходит на концерты.

Максим Лазин: на улице тебя услышат те, кто не ходит на концерты.

- Мы периодически выбираемся на улицу поиграть и делаем это по нескольким причинам. Помимо очевидного удовольствия от процесса, это серьезный опыт - уличное выступление предъявляет иные требования к музыкантам, нежели выступление на сцене. Теперь это влияет и на материал, который мы играем (спокойные, медитативные вещи в большом количестве разгоняют публику), и на инструменты, которые используем, и даже перемещение по площадке. Во-вторых, такими выступлениями мы расширяем круг своих слушателей. На улице с нашим творчеством может ознакомиться человек, которого не затащишь в «Клуб 39», а тут он может услышать нас живьем, взять визитку или приобрести диск. Мешает только погода и массовые гуляния, а нареканий со стороны администрации и полиции не замечали. Чехол для денег кладем, потому что люди искренне хотят отблагодарить музыкантов, и этот способ - самый простой. А вот аскеров, которые бегают за прохожими, выпрашивая деньги на пиво и струны, в Новгороде никогда не было и не будет, - поделился опытом перкуссионист группы Максим Лазин.

Больше музыки - больше улыбок

Виктор Маркелов: уличная музыка спасает в трудную минуту.

Виктор Маркелов: уличная музыка спасает в трудную минуту.

Музыканты-одиночки, как правило, более нацелены заработать. Это спасает в трудную минуту, считает гитарист и обладатель сильного голоса Виктор Маркелов.

- У нас иногда люди смотрят на это как на невидаль, одиночку могут воспринимать как сумасшедшего. Бывает, пьяные подходят, пристают с просьбами сыграть блатняк. Но есть и постоянные слушатели, в основном молодежь и пенсионеры. Когда нет работы, могу поиграть, за полтора часа может 1000 рублей выйти. Ну и просто люблю играть на гитаре, люблю, когда меня слушают. Появляюсь у кремлевского моста примерно раз в неделю, - рассказывает Виктор.

Романтик Николай Захаров (которому автор этих строк подыгрывает на этническом барабане) наверняка подсчитывает, сколько детей или девушек ему улыбнулось за выступление.

Николай Захаров: видеть улыбки - это настоящий кайф.

Николай Захаров: видеть улыбки - это настоящий кайф.

- Играть на улице - перед людьми - это, в первую очередь, кайф, живое удовольствие, эксперимент, - считает Николай. - Очень интересно наблюдать за реакцией людей на твою музыку, кто-то улыбается, кто-то подпевает, дети очень часто танцуют. Здорово доставлять радость людям, сам тоже начинаешь радоваться. Плюс это замечательный опыт публичных выступлений. Играю я только второй год, но уже заметил за собой значительный прогресс. Помню как первый раз сел в парке - даже коленки дрожали... Сейчас же чувствую себя абсолютно уверенно. Стараюсь идти на эмоциональный диалог с прохожими, ощущать связь с людьми. Это как раз и есть то, что больше всего доставляет удовольствие в игре на улице. А когда играешь с открытым чехлом, то деньги являются приятным добавлением к общему настроению. Хотя за деньгами в этом деле гонятся не нужно, теряется весь романтизм этого занятия.

Михаил Хирнов: я убежден, что мы делаем поп-музыку.

Михаил Хирнов: я убежден, что мы делаем поп-музыку.

Многие привыкли, что на улице можно послушать, в основном, этническую музыку или акустический рок. А вот Михаил Жирнов, выступающий под псевдонимом Raf вместе с мультиинструменталистом Павлом Ивановым, любит петь (вернее, читать) хип-хоп а-ля Noize MC.

- Я нас уличными музыкантами и не считаю, - говорит он. - Более того, я убеждён, что мы делаем поп-музыку. В нашей стране просто привыкли отделять поп-музыку от любой другой музыки, как разделяют плохое и хорошее, а на самом же деле все рамки в жанрах сильно нивелированы. Вот мы и делаем такой "поп-не-поп", замешивая речитатив со всем, что взбредёт в голову. А на улице мы играем просто когда собираемся с друзьями. Чтобы мешали сильно кому-то - такого не было. Людям нравится живая музыка.