Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды17 июля 2013 22:00

Негритенок из «Цирка» Джеймс Паттерсон: Любовь Орлова считала меня своим сыном

17 июля исполнилось 80 лет тому самому Джимми - кудрявому темнокожему малышу из фильма «Цирк»
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Снявшись с первыми звездами советского кино - Любовью Орловой и Сергеем Столяровым, Паттерсон стал самым известным ребенком в СССР.

Снявшись с первыми звездами советского кино - Любовью Орловой и Сергеем Столяровым, Паттерсон стал самым известным ребенком в СССР.

Джеймс Ллойдович Паттерсон, рожденный в Москве, сегодня живет в Америке, куда эмигрировал в 1994 году. На днях я дозвонилась ему поздравить с юбилеем и поговориить о его жизни - такой непростой и интересной.

Из актеров - в подводники

- Джимми, как вы попали в «Цирк»?

- Любовь Орлова и ее муж, режиссер Григорий Александров, дружили с моими родителями и обратили на меня, двухлетнего малыша, внимание. Так я стал актером. А перед съемками «Цирка» моя американская бабушка приехала к нам в Россию. Когда ее Александров увидел, даже забыл про Любовь Петровну (смеется)! Бабушка - невероятно красивая, полукровка - была наполовину индианка, великолепно пела. Григорий Васильевич умолял ее, чтобы она сыграла бабушку Джимми. Но та ни в какую. Она была серьезным деятелем негритянской организации в США и говорила: «Меня все знают в Америке и, если увидят в кино, что обо мне подумают?!» Так что пришлось взять на роль советскую актрису, загримированную под негритянку.

- А как к вам относилась Любовь Орлова?

- Как к сыну. Когда ей говорили, мол, у вас нет детей, она отвечала: «Как же нет? А Джимми?» Мы всегда были близки. Она приходила на мои творческие поэтические вечера. Я бывал на ее концертах.

У Любови Петровны собирались известные люди, с которыми и я общался. Был знаком с Марком Бернесом, Татьяной Дорониной, Ирой Мирошниченко, Валентиной Талызиной, Риточкой Тереховой, Юрием Яковлевым... Не думал, что многих переживу!

Мама моя Вера Аралова, главный художник Дома моделей, говорила мне, что у Любови Петровны врожденный вкус. Кстати, именно мама в 60-х изобрела женские сапоги «казачок». Помню, Любовь Петровна ее спросила: «Верочка, а почему у мужчин есть сапоги, а у женщин нет?» И мама придумала женские сапоги до колен. Сделала коллекцию для показа в Париже. И мода на сапожки «казачок» пошла по всему миру.

- Фильм «Цирк» сделал вас самым известным ребенком СССР. А потом вас приглашали в кино?

- Много раз! Но я отказывался, потому что актерство - не мое. Если бы снимался, стал бы средненьким артистом. И я выбрал свой путь. Тем более что в детстве мечтал стать моряком.

- И стали! Да еще офицером-подводником! Слушались вас подчиненные?

- Да, уважали очень! В Нахимовском училище гордились, что у них учится тот самый малыш из «Цирка».

На службе мне приходилось выручать товарищей и самого себя в сложных ситуациях. Как-то раз я нес вахту. Командир отдыхает, аппаратура показывает, что все нормально, горизонт чист... Смотрю в телескоп - туман, ничего не видно, но появилось ощущение: что-то не так. И даю команду срочного погружения. Командир выбегает: «Почему погружаемся?» Потом выяснилось, что действительно была серьезная опасность - аппаратура не уловила другой корабль в тумане, а я сумел.

Адмирал флота Николай Кузнецов считал, что из меня может получиться хороший адмирал. Но я уже тогда внутренне был поэтом, начал писать. Поэтому, когда ушел на гражданку, посвятил себя поэзии. Пишу стихи на русском и на английском.

Бывшая жена до сих пор ждет

- Почему вы эмигрировали?

- Мне очень хорошо жилось в СССР, России. Но там для меня была открыта только русская предыстория моей семьи - мама, бабушка, деды. А мне хотелось прочувствовать американскую историю семьи. И мы с мамой поехали в Америку.

- А тут про вас всякое писали. Например, что после маминой смерти вы спились...

- Я не спился. Но уход мамы переживал очень тяжело, долго болел. Только сейчас прихожу в норму. Недавно выписался из госпиталя. Но у меня есть задача - издать в Америке сборник своих стихов на русском и английском языках. А еще - перевезти мамины картины обратно в Россию, где устроить ее выставку. Брат Том, который живет в Москве, поможет.

- А еще писали, что перед отъездом в Америку вы разошлись с женой Ириной Толоконниковой. Она не ладила с вашей мамой?

- У них были непростые отношения... Но решение о разводе мы принимали с Ирой вместе. Я уезжал в неизвестность и честно сказал жене, что не могу ставить ее под удар.

- Недавно она призналась, что почти 20 лет после расставания с вами ждет вас, любит!

- Я узнал об этом и был несказанно удивлен. И теперь мы с Ирой созваниваемся. Я, как поправляюсь, приеду в Россию, и мы с ней встретимся. Думаю, у нас с ней все будет в порядке. Только бы здоровья немножко...

Джимми, поэт преклонных годов, приехать в родную Россию готов!

Джимми, поэт преклонных годов, приехать в родную Россию готов!

СПРАВКА «КП»

Отец Джеймса Ллойд Уолтон Паттерсон приехал в СССР из США в 1932 году, в эпоху Великой депрессии. Стал диктором на радио. Умер 9 марта 1942 года в возрасте 31 года.

Мать Джеймса Вера Ипполитовна Аралова - театральная и кинохудожница, работала на московской киностудии.

У Джеймса были два брата: Ллойд (родился в 1935 году, погиб в автокатастрофе в 25 лет) и Том (1937 года рождения, советский телеоператор).