Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Общество2 сентября 2013 10:04

В 6 лет к школе не готов приблизительно 51% детей

Совет психолога: решать, готов ли ребенок к школе, нужно за год до первого класса [а во сколько лет ваши дети пошли в школу?]
Осознанное желание пойти в школу - важный признак готовности к школе, но недостаточный.

Осознанное желание пойти в школу - важный признак готовности к школе, но недостаточный.

Фото: Виктор ДРАЧЕВ

Так сложилось, что в Беларуси принято отдавать детей в школу с шести лет. В последнее время набирает обороты другая тенденция: все больше и больше родителей решают повременить хотя бы до семи. В любом случае начинать думать о том, оставить ребенка в детском саду или отправить в следующем году во взрослый мир, нужно уже в сентябре. Мы обратились за консультацией к психологу Людмиле Синявской, которая предложила заняться профилактикой проблем первоклашек: оказалось, что все трудности возникают из-за того, что они начинают грызть гранит науки слишком рано. Мы попытались разобраться, как определить, когда именно вчерашний детсадовец готов сесть за парту.

КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ШКОЛЕ - ДЕТИ ИЛИ РОДИТЕЛИ?

- Ближе к 6 годам ребенка родители начинают задумываться о его походе в школу: кто-то торопится отдать пораньше (иногда даже до исполнения шести лет!), а кто-то категорически против и ждет взросления, - рассуждает психолог. - Причины разные. Некоторые отдают, потому что так делают коллеги на фирме или потому, что «я сам тоже пошел рано и ничего - привык», а кто-то боится, что ребенку потом будет неинтересно. Но момент наступления психологической готовности к школьному обучению индивидуален, это комплексное понятие. Ребенок может быть готов только по одной из составляющих, например, познавательно-интеллектуальной: он хорошо читает, знает счет, много разговаривает и рассуждает. Зато у него недостаточная эмоционально-волевая зрелость: он не умеет ждать своей очереди, руководствуется только понятием «хочу» и сильно расстраивается при неуспехе. Поэтому к новому этапу в жизни семьи должны быть готовы родители. Они должны по-новому расставить приоритеты, где будет место и время для того, чтобы организовать учебу и отдых ребенка. Хотя бы один взрослый в семье должен жить по распорядку первоклассника.

- Как определить, что уже можно?

- Внимательный родитель наблюдает за развитием ребенка и обычно чувствует: хочет ли, сможет ли? Когда наступает момент школьной зрелости, дети активно познают мир: они задают вопросы, выполняют интеллектуальные задания (не обязательно успешно) и интересуются школой. Пойти туда хотят не только потому, что уже купили красивый портфель, но и чтобы учиться, быть умным и знать математику. У готовых первоклассников сформирована позиция ученика: они хотят учиться, принимают и положительно относятся к правилам поведения школьной жизни - необходимости сидеть, слушать учителя, выполнять его требования и сотрудничать со сверстниками.

Один из самых простых (но и самых приблизительных) способов оценки школьной готовности - Филиппинский тест. Нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызовет затруднений, у школьников - тоже, но, оказывается, не каждый шестилетний ребенок сможет так сделать! Тест показывает степень морфофункциональной зрелости организма: уровень созревания нервной системы и способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

В 6 ЛЕТ К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 51% ДЕТЕЙ

- А что обязательно должен уметь ребенок перед школой? В детском саду просят рассказать про картинку и написать простую фразу вроде «Он ел суп»...

- В руках хорошего специалиста это хорошие тесты. Первый демонстрирует особенности речи, логическое мышление и понимание социальных отношений. Второй - развитие мелкой моторики. Понаблюдать за поведением и развитием ребенка может сам родитель: например, в игровой форме предложить задания на логику - исключить 4-й лишний предмет и объяснить, почему он не подходит. Или попросить классифицировать предметы: ребенок не должен называть лис и бобров среди домашних животных. Спрашивать его нужно про то, с чем он сталкивается: просите назвать разные продукты, животных, виды транспорта, одежды. Он обязательно должен знать сведения о себе и о своей семье - это определяет уровень его развития и общую социальную ориентировку. Нужно уделять внимание речевому развитию, умению выражать свои мысли и словарному запасу: способен ли ребенок отделить предмет или явление от самого слова? Чтобы когда в школе его попросят разделить на слоги слово «котенок», он не пришел в ужас от того, что можно разделить котенка. Можно сходить к логопеду, чтобы он поправил некоторые шероховатости: дети говорят «устатая» вместо «усталая», «небель» вместо «мебель».

- А что еще?

- Важно обратить внимание на работоспособность дошкольника. Может ли ребенок быть усидчивым, внимательным? Быстро ли устает и теряет интерес к начатому? Хорошо ли запоминает? Часто ребенок не может реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал именно из-за проблем в этой сфере. Учителя говорят: «Умный, но невнимательный или ленивый».

От ребенка потребуется умение дружить, ладить, признавать авторитет старших и способность постоять за себя, не причиняя вреда другому. Кстати, о том, чтобы ребенок рос дружелюбным, нужно позаботиться еще с детского сада. Было бы прекрасно, если бы учительница уделяла внимание и время для того, чтобы сдружить детей. К сожалению, массовые походы в театр эту проблему решают не слишком успешно, поэтому проблему дружбы детей могут решать и родители: можно позвать другую маму с ребенком в гости или (я знаю, сейчас такое практикуют) подружиться с другой мамой и вместе забирать детей с продленки. Звать чужих детей в гости полезно: родители видят, с кем дружит (или собирается дружить) их сын или дочь, и будут знать, к кому они его отпускают.

Еще у школьников (хороший процент которых еще долго остается дошкольниками!) нельзя рано забирать игрушки, а также лишать детей игры, мотивируя фразой «Ты уже большой». В игре дети учатся быть инициативными, ведущими, брать ответственность, быть ведомыми, слышать и слушать других, сотрудничать. И, конечно, ребенку понадобится хорошее физическое здоровье: если первоклашка две недели ходит на уроки, а потом две недели болеет, ему будет очень тяжело успевать за материалом и информацией и привыкать к новому коллективу. Обязательно посоветуйтесь с педиатром, может ли ваше чадо пойти в школу с 6 лет по состоянию здоровья.

Людмила Синявская - психолог с 19-летним стажем. Фото: psycenter.by

Людмила Синявская - психолог с 19-летним стажем.

Людмила Синявская - психолог с 19-летним стажем.

- Можно отправлять, если он очень просит?

- Осознанное желание пойти в школу - важный признак готовности к школе, но недостаточный. Как и к любым просьбам ребенка, к нему нужно относиться критично и учитывать все остальные факторы вплоть до особенностей супружеских взаимоотношений, влияющих на климат семьи и психологическое самочувствие ребенка. Статистика такова: в 6 лет к школе не готов приблизительно 51% детей.

- Если родители решили, что с 1 сентября ребенок пойдет в школу, как нужно его готовить?

- Уже летом приучать ребенка жить по школьному режиму: вставать и ложиться в одно и то же время, составить и сделать привлекательным режим дня - и выполнять его. Не лишним будет почитать или придумать сказки о школе, рассказать ребенку о своей школьной жизни, показать фотографии, рассказать интересные случаи из учебных будней. Еще один хороший способ - поиграть в школу, в уроки и переменки, в хорошие оценки и не очень. Дайте ребенку побыть и учеником, и учителем. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к школе, но не идеализировать ее, чтобы не получилось как у разочарованного мальчика из известного стихотворения «Так что же вы мне сразу не сказали, что в школу ходят целых 10 лет?!» Не пугайте ребенка школой («Там все будут смеяться, что ты не хочешь читать!»), иначе он откажется в нее идти. Продумайте нагрузку ребенка вне школы. Она должна нести радость, вдохновлять и давать силы, а не мешать школьному процессу. Не увлекайтесь кружками: некоторые дети заняты плаванием, гитарой, рисованием, шахматами, английским и подобным до 15 часов в день, а это чревато психическими и физическими срывами. Одним словом, позаботьтесь, чтобы «школьные годы чудесные» стали таковыми для вас и вашего ребенка.

СПРАВКА «КП»

Людмила Синявская - практикующий психолог 1-й категории, консультант телефона экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Является сертифицированным специалистом по песочной терапии, сказко- и игротерапии. Стаж работы 19 лет.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ

Как за месяц подготовить дошкольника к первому классу?

Что делать, если ребенка не любит учитель?

Как пробудить у школьника интерес к учебе?

Как интеллектуально развлечь детей во время каникул?

Наша страница kp.by в фейсбуке - ЗДЕСЬ Нажимайте "нравится" и читайте самые интересные наши новости в своей любимой социальной сети!

Наша страница kp.by в фейсбуке - ЗДЕСЬ