Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Происшествия19 сентября 2013 22:00

Экстрасенсы заставляли искать пропавших в Подмосковье студентов в Чечне. А их тела 9 лет лежали на дне пруда

Родственники погибших уверены: ребят убили сотрудники ГИБДД [видео]

Весной пруд на окраине поселка Сычево в Волоколамском районе Подмосковья вдруг начал мелеть. Из воды полезли какие-то железки, сборщики металлолома повадились вытаскивать их из воды. А потом из мутной жижи показались колеса и бампер перевернувшихся «Жигулей».

Когда машину волокли наверх, из разбитых окон стали падать человеческие останки... Тогда и догадались: это машина тех самых парней, которые пропали в ночь на 3 мая 2004 года.

Лежащую на дне машину подцепили тросом и вытащили на берег.

Лежащую на дне машину подцепили тросом и вытащили на берег.

«МЫ СКОРО ВЕРНЕМСЯ»

Это были нормальные пацаны. От 17 лет до 21 года, студенты, спорт­смены, весельчаки...

Сергей Сторожев играл в рок-группе.

Сергей Сторожев играл в рок-группе.

Сергей Сторожев окончил школу, продавал цветы в агрофирме. Параллельно играл в рок-группе. Сережа Ефимов учился в таможенной академии. Олег Коршунов, сын полковника ФСБ, - тоже в академии, только налоговой. Эта троица еще с босоногой поры каждое лето проводила вместе, их дачи в соседних поселках. А вот Саша Кербабаев, студент-медик, приехал впервые. Он московский друг Олега, принял приглашение погулять на майские. Отец Саши был против этой поездки. Но парень настоял.

Маше Панкратовой тогда было 16 лет. Она чудом избежала участи друзей.

- У поселка была беседка, где мы обычно жгли костер и тусовались,- рассказывает Маша. - В ту ночь собралась большая компания. Было уже за полночь, но расходиться не хотелось. А спиртное закончилось. У Олега была «шестерка» «Жигули», ребята решили съездить в магазин. Я первая плюхнулась на сиденье. Но парней оказалось пятеро - еще один, Миша, попросил домой подвезти. И тогда Сережа Ефимов сказал: «Вылезай, Машка, мы скоро вернемся».

Магазин, куда парни направились за добавкой, всего в паре километров - у церкви в деревне Язвище. Но, как выяснилось позже, купив бутылку водки и банку коктейля (их нашли в машине), гуляки двинули дальше, в поселок Сычево. Зачем? Туда ведь ехать еще километров пять. По словам Маши, могли на дискотеку рвануть... Или в кафе... А может, к знакомым девчонкам.

За руль сел Олег Коршунов. Конечно, он был подшофе. Да и прав у него не было - только 18 исполнилось, по правам старшего брата ездил. В общем, казалось бы, ехали пьяные и свалились в пруд - о чем говорить. Но это мы сейчас про пруд знаем. А 9 лет назад эта четверка с машиной словно испарилась - никаких следов.

Александр Кербабаев собирался стать врачом.

Александр Кербабаев собирался стать врачом.

ГАИШНИКОВ ПРОВЕРИЛИ НА ДЕТЕКТОРЕ ЛЖИ

Родственники бросились на поиски утром. Зацепка была всего одна: за «шестеркой» якобы гналась машина ДПС. Некая женщина-водитель рассказала: ее остановили гаишники, начали проверять документы, но тут мимо пронесся какой-то «жигуленок», и милиционеры бросились в погоню. В Сычеве жители сквозь окна слышали крики и вой сирены. А потом даже выстрелы - то ли один, то ли больше.

Сотрудники ГИБДД - Сергей Павлович, Дмитрий Зайцев и Геннадий Свидлов - стали первыми и в общем-то единственными, на кого пало подозрение родственников: «Они убили наших сыновей, а тела спрятали».

Мотором поисков стал Игорь Коршунов, отец пропавшего Олега. Бывший полковник ФСБ, он организовал вертолеты, роту солдат, водолазов... В окрестностях осмотрели каждую травинку, обследовали карьерные озера, искали следы на песке, в лесу. Ничего.

Владелец злополучной «шестерки» Олег Коршунов.

Владелец злополучной «шестерки» Олег Коршунов.

Коршунов-старший опросил всех, кто знал сына, выясняя обстоятельства роковой ночи по минутам. А на троих гаишников, поговаривают, здорово надавил. По слухам, чуть ли не в лес вывозил и стрелял над головами: «Где мой сын?!» Те лишь тряслись и шептали молитвы.

Позже милиционеров даже на полиграфе допросили. Результаты получились странные: вроде не врут служивые, но на вопросы вроде «касались ли вы машины парней?» и «закапывали ли что-нибудь в песок?» прибор регистрировал странные и подозрительные импульсы.

Но подозрениями парней не вернешь - родные наняли частного детектива. Он вышел на местных криминальных авторитетов и аккуратно поинтересовался, не слышали ли чего. Но те уверяли, что к пропаже парней непричастны.

Пруд оказался единственным водоемом, который решили не обследовать. Он находится рядом с очистными сооружениями среди сараев, гаражей, свинарников и конюшен. Много лет в него сбрасывали мусор и продукты жизнедеятельности скота. Нина Пугачева, хозяйка сарая неподалеку, вспоминает, что, глядя на тину, иногда думала: может, ребята там? Но сама мысль, что машина могла свалиться в эту клоаку, казалась абсурдной.

Сергей Ефимов учился в таможенной академии.

Сергей Ефимов учился в таможенной академии.

- Я приходил сюда с каким-то полковником, - говорит дядя Сергея Сторожева Юрий Константинов. - Может, говорю, проверим? Но полковник сказал: не может быть, чтобы машина оказалась там. И я, черт возьми, согласился.

Если бы пруд не начал мелеть, «шестерка» могла бы лежать на дне еще многие годы.

«ВЗЯЛА ЧЕРЕП, ВИЖУ - МОЙ СЫН»

Когда машину вытащили на берег, в ней обнаружили череп и несколько костей. Позже пруд осушили и достали из ила еще три черепа и другие части скелетов. Эти находки утвердили родных во мнении, что парней убили.

- Достали череп, и я вдруг узнаю его, сердцем чувствую: это сыночек мой, - сквозь слезы говорит мама Олега Ирина Коршунова. - А зубов нет, хотя у остальных они целы. Значит, выбили еще тогда. И на затылке следы, словно ударили чем-то. Я сказала об этом следователю. А он говорит: «Не факт».

Мы стоим у злополучного пруда. Потерявшие родных люди убеждают меня, что без посторонней помощи парни не могли оказаться под водой.

- Вы представляете, чтобы отсюда кто-то мог на скорости выскочить? - говорит Юрий Константинов, кивая на заросшую травой колею. - К тому же девять лет назад здесь у пруда стоял гараж, перегородив дорогу.

- Но зачем гаишникам убивать? - спрашиваю.

- Все что угодно могло произойти, - объясняет Константинов. - Во время погони милиционеры могли выстрелом ранить или убить одного из пацанов. А потом и остальных прикончить, чтобы это скрыть. Машину утопили - концы в воду. Я тогда пришел к участковому и попросил вызвать тех, кто был в наряде. Приехал один. Спрашиваю: гонялись ночью за золотистой «шестеркой»? А он: «Нет, мы преследовали красную «семерку». Не догнали». Потом звонит напарнику и демонстративно говорит: «Ты же помнишь, мы пытались догнать красную машину, а не золотистую». Ну и что это? Если они чисты, зачем так лгать?

У родственников много аргументов. Например, телефоны парней отключились не одновременно - один якобы работал еще 4 мая. Теперь его нашли в пруду. Значит ли это, что аппарат вместе с телами утопили позже? Или это какой-то технический сбой?

Но главный довод: были бы живы, выбрались бы.

- Все ведь спортсмены, прекрасно плавали, - смахивает слезу сестра Александра Кербабаева Ольга. - Раз не смогли, значит, как минимум были без сознания.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ НЕУДАЧНЫЙ РАЗВОРОТ?

Что же случилось девять лет назад? Сообщение Следственного комитета скупо: останки обнаружены, расследование продолжается. Я обратился в Следственное управление СКР по Московской области, но представитель ведомства Ирина Гуменная сказала, что добавить ничего не может.

Горе родственников, их желание найти виновного понятно. Но для обвинений сотрудников в убийстве оснований, на мой взгляд, слишком мало. Я смотрю на тину пруда и понимаю, что нетрудно объяснить, как машина оказалась на дне. К водоему ведут две дороги. Первая - прямая, та, на которой раньше стоял гараж. Вторая - в объезд, она выходит на противоположный берег (см. схему).

Обе дороги - цепляющие за днище проселки, быстро по ним не проедешь. Но ведь парни могли оторваться от погони раньше, а потом тихим ходом спрятаться за гаражами. Может, они и фары погасили и из-за этого не заметили обрыв и воду.

Машина в пруду лежала днищем вверх. Передний бампер обращен к прямой дороге, задний - к объездной. То есть упасть «шестерка» могла, кувыркнувшись либо с прямой дороги передом, либо с объездной - задом. Но если на прямой дороге было препятствие - гараж, остается только второй вариант. Мне трудно представить, чтобы кто-то, решив утопить автомобиль, толкал его к пруду кормой вперед. Скорее пацаны, двигаясь по объездной дороге и уткнувшись в заросли, решили развернуться и сорвались с берега задними колесами. Всплеск, машина стремительно набирает воду. А парни в салоне - какими бы спортивными они ни были, - в темноте вниз головой вряд ли быстро сообразили, в какую сторону выбираться.

А заподозренные милиционеры - какова их роль? Я попытался связаться с ними, дважды ездил в Волоколамск. Оказалось, что Зайцев работает в местной ГИБДД до сих пор. А Павлович и Свидлов давно уволились. Казалось бы, расскажите все, очистите наконец свои имена от подозрений... Но нет: Зайцеву по моей просьбе и при мне позвонили, и он сразу отказался от интервью. А Свидлову передали мой телефон, однако он так и не вышел на связь.

Начальник Волоколамской ГИБДД Сергей Скочилов от разговора уклоняться не стал. Но и в детали дела вдаваться отказался. Сказал лишь, что в виновность бывших милиционеров не верит и что экспертиза останков должна расставить все точки над «i».

Странная закрытость бывших милиционеров наводит на мысль, что без них в ту ночь все-таки не обошлось. Возможно, они действительно преследовали «шестерку», но упустили. А когда узнали, что парни пропали, перепугались и начали привирать - от греха.

Это всего лишь версия. Впереди череда экспертиз, но смогут ли они приоткрыть завесу тайны? Прошли годы, и дело по объективным причинам может превратиться в глубокий висяк. Но один печальный итог, мне кажется, можно подвести уже сейчас. Если бы 9 лет назад за рулем «шестерки» сидел трезвый водитель с правами... Или подвыпившие парни решили прогуляться до магазина пешком... Они бы точно вернулись живыми.

Еще одна драма

Отца Олега Коршунова застрелили через два года

Печальная участь постигла еще одного участника этой истории. Полковник ФСБ в отставке Игорь Коршунов, отец пропавшего Олега Коршунова, был убит спустя почти два года после исчезновения сына.

Силовик занимал должность замгендиректора по безопасности ООО «Тольяттикаучук», входящего в структуру АК «СИБУР». Киллер расстрелял Коршунова-старшего в тольяттинском санатории «Волжские зори», где он жил. Убийцу до сих пор не нашли. По одной из версий, отставной чекист пытался вытеснить с предприятия чеченских бандитов, что и стало мотивом убийства.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Убить, не оставив следов, невозможно»

Что смогут сказать эксперты, изучая пролежавшие столько лет в воде останки?

- Если бы прошло не так много времени, можно было бы изучить ткани, легкие и установить, умер ли человек от утопления или нет, - объясняет завкафедрой судебно-медицинской экспертизы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Пиголкин. - Но по прошествии стольких лет остается только изучать механические повреждения костей. Убить четырех человек, не оставив следов, невозможно. Сколы, пулевые отверстия, сломанные позвонки при удушении - если смерть была насильственной, - что-нибудь да осталось.

В ТЕМУ

Медиумы морочили голову

Сейчас родственники вспоминают случаи, когда парни словно звали их из-под воды.

- Бабушка Саши Кербабаева рассказала, что накануне исчезновения мальчиков ей приснилось, будто он в машине летит вниз, - вспоминает мама Олега Коршунова Ирина. - Я тоже видела сына во сне через три дня. Олежек был где-то внизу, уровнем ниже. Воды не было видно, но я кричала ему, а он меня не слышал.

Отчаявшиеся люди, не найдя никаких материальных следов, бросились к магам и экстрасенсам. Им давали какие-то адреса, гнали в другие регионы, заставляли плутать по лесам и болотам. Например, один кудесник привез Юрия Константинова, дядю Сережи Сторожева, в Рязанскую область. Долго сидел на берегу реки, а потом сказал, что кто-то более сильный словно куполом закрыл от него информацию. В другой раз родных отправили к лесному водоему в глуши, на дне которого якобы лежит автомобиль. Озеро оказалось в два ведра, но рядом были разбросаны кости. Проверили - это кости лося.

- Мы перепробовали все - от оккультизма до православной церкви, - говорит Ольга Кербабаева, сестра пропавшего Саши. - Однажды нам сказали: их держат в рабстве, заставляют строить такой-то коттедж. Мы поехали туда и три дня следили, пока не вычислили всех, кто работал внутри. А потом нам посоветовали ехать в Чечню и искать их там по тейпам. Это, наверное, единственное, чего мы делать не стали.