С Ириной Леонидовной Юрий Васильевич был до последних дней.
Фото: Мила СТРИЖ
«…Конечно, актеры - народ увлекающийся, что можно сказать и обо мне, но, во-первых, я не поклонник этих откровений, а во-вторых, у меня такой характер - как только я влюбляюсь, сразу женюсь.
По меркам новейших мемуаров я чрезвычайно скромен - у меня всего было (до сих пор) три жены, хотя я весьма и весьма неравнодушен к женской красоте. Моя последняя жена Ирина по поводу реплик о прелестях проходящей женщины, увиденной из окна машины, которую я вел, замечала с юмором, что ни очки, ни скорость не мешают мне в мои «за 80» быть зорким в этом вопросе.
С моей первой женой Кирой (Мачульской. - Ред.) я познакомился в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Мы с товарищем пошли на фестиваль венгерской музыки. Я сидел в амфитеатре, откуда весь партер был виден как на ладони. И вдруг в середине его я увидел девушку. Как будто почувствовав мой взгляд, она подняла на меня глаза. В антракте я постеснялся подойти - у меня никогда не хватало смелости так запросто знакомиться. Но в раздевалке я решился - подошел, подал пальто и спросил разрешения проводить ее домой. Мы пробродили всю ночь по Москве, а на следующее утро мне позвонили и сказали, что я утвержден на роль Дибича в фильм «Необыкновенное лето» и должен ехать на съемки в Саратов. Короче говоря, она приехала ко мне на съемки, а после возвращения в Москву мы поженились. Вот такая история. Она училась в мединституте на врача, мой актерский путь был на старте...
Мы были молоды, влюблены и довольствовались вполне жизнью в полуподвальном этаже, из окон которого была видна нижняя часть ворот Зачатьевского монастыря.
…Мы делили одну комнату с Кириными родителями, перегородив ее шкафом. Я был впервые женат, влюблен и озабочен здоровьем своей супруги, у которой открылся туберкулез, что требовало постоянного ухода, несмотря на мою занятость в театре и в кино.
Потом мы с Кирой получили квартиру на проспекте Мира, я купил на заработанные в кино деньги первую мою машину «Москвич», назвали ее любовно Тузиком, и все бы хорошо, но моя беспросветная занятость, частые отъезды на съемки и гастроли, прямо скажем, не очень укрепляли нашу семью.
…Актриса Катя Райкина была очаровательна в роли (мы с ней играли в одном спектакле), да еще так много говорили ее взгляды, что... Однажды, на гастролях в Болгарии, которые длились полтора месяца, я сдался.
Разумеется, все стало быстро известно в театре. Узнала и моя жена Кира. Самым мучительным было то, что ожидался ребенок.
…И началась жизнь с Катей, которая, в свою очередь, развелась со своим мужем Мишей Державиным.
Первая супруга Кира и долгожданная дочь Алена.
Так я породнился с семьей Райкиных. Они приняли меня, особенно Аркадий Исаакович. Он весьма ценил мои успехи, мой «талант», как он говорил, и считал, что мы соединились удачно.
Жили мы отдельно - снимали комнату, иногда бывали у Райкиных в доме. Потом переехали в квартиру на Кутузовском - помог получить ее Аркадий Исаакович. Потом родился сын Алеша.
…Я был отлучен от дома, разумеется, по своей вине.
В театре уже некоторое время работала директором музея молодая, с умным, красивым и загадочным лицом женщина, которой наш галантный кавалер Рубен Николаевич (тогдашний худрук театра. - Ред.) оказывал всяческие знаки внимания. Она отвечала всем требованиям его вкуса и по внешности, и по длине ног. Каждая репетиция его спектакля начиналась с крика помрежа по внутренней трансляции: «Ирина Леонидовна! Спуститесь в зал. Рубен Николаевич не начинает без вас репетицию!» Под предлогом записи его репетиций она должна была быть рядом.
Многие актеры с интересом наблюдали за ней, соотнося свои силы с главным режиссером, хотя уже знали, что она замужем и у нее есть сын. Я пошел дальше - не только наблюдал, но и стал слишком часто посещать музей театра.
И опять я совсем не думал уходить из семьи. Тем более что был Алеша.
У нее тоже был сын. Но она ушла от мужа сразу, как только начался наш роман. Не считала возможным обманывать. Сняла комнату в Каретном Ряду, а сына отправила к своим родителям. Она обрубала все концы, а я маялся на Арбате и решал. В какой-то момент, в одиночестве, после очередного разговора с Катей, я понял, что все равно не смогу расстаться с Ириной.
И не ошибся.
Все долгие годы, что мы живем вместе, это моя опора. Я по природе своей не отличаюсь бойцовскими качествами, умением пробиваться в жизни. А она обладает силой характера и умением в нужный момент защитить, оградить от всех проблем, что часто мне просто необходимо. Наверное, то, что она умна и умеет «надеяться, верить, страдать, терпеть и любить», как говорится в молитве оптинских старцев, помогло мне не потерять ее.
Скоро будет уже сорок лет, как я живу с моим строгим, но справедливым критиком, человеком неравнодушным буквально ко всему, что происходит в мире и в стране, с людьми и животными, в искусстве и природе.
Есть у нее, конечно, и недостатки - очень не любит вранья, моего выпивания и моих интервью. И при всей женственности обладает мужским умом, заставляющим порой меня досадовать на ее железную логику и проницательность. Но я мирюсь с этими «недостатками» уже сорок лет. И не представляю себе, как бы жил без нее».
Со второй женой Катей Райкиной.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
Юрий Яковлев запомнился сочными комедийными ролями. Реплики его персонажей частенько уходили в народ. Вот только некоторые из них:
✔ «Иван Васильевич меняет профессию»:
- Ты пошто боярыню обидел, смерд?!
- Царь, очень приятно, царь!
- Оставь меня, старушка, я в печали.
- Эй, человек! Человек! Почки один раз царице!
- Я требую продолжения банкета!
- Бориску на царство?!
- Меня царицей соблазняли, но не поддался я, клянусь!
✔ «Ирония судьбы, или С легким паром!»:
- О-о-о, тепленькая пошла! Потрите мне спинку, пожалуйста!
- Какая гадость эта ваша заливная рыба...
- Подогрели… обобрали… Нет-нет, подобрали, обогрели…
✔ «Кин-дза-дза!»:
- Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти макароны!
✔ «Гусарская баллада»:
- Корнет, вы женщина?
- Бутылок многих, очень многих видел дно…
- Опять штабной! Прислали б водки лучше...
Посмотреть в отличном качестве лучшие работы Юрия Яковлева можно в коллекции «Комсомолки» «Великие советские фильмы». К каждому DVD-диску прилагается книга об истории создания кино.
«Берегись автомобиля», «Баллада о солдате», где Яковлев читает текст за кадром, уже в продаже. А сразу после рождественских праздников выходит «Иван Васильевич меняет профессию».