Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды17 декабря 2013 16:01

Разгадка таинственной буквы в фильме «Операция Ы»

Юрий Никулин: Это идет от наших старых советских детективных фильмов, которые, в основном, были про шпионов. Поскольку наш фильм был подобием пародии, то и букву для названия выбрали самую нелепую
«Операция Ы» - только Балбес мог сказать такую дурость!

«Операция Ы» - только Балбес мог сказать такую дурость!

18 декабря 2013 исполняется 92 года со дня рождения Юрия Никулина, артиста и гражданина, который сумел стать родным, почти что членом семьи, для многих и многих советских людей. Тысячи знали его дольше, сотни знали его лучше. Но у меня есть «свой Никулин», и я сегодня припомню несколько моментов из наших встреч и байки, услышанные из уст его самого.

- У каждого актера есть свой багаж несыгранных ролей из тех на которых его не утвердили при кинопробах. Вы, я слышал, должны были сниматься в фильме «Джентельмены удачи».

- По замыслу режиссера мы должны были играть троицей – Трус-Бывалый-Балбес. Но на роль, которую должен был играть Моргунов, пригласили Леонова, все же как актер он сильнее. Мы с Вициным оставались, но я категорически отказался: если сниматься, то всем троим. К тому же я посчитал, что мы тем самым изменяем Гайдаю. Мы и так два раза выступили у других режиссеров: у Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу» и у Карелова в «Семи стариках и одной девушке», появились в роли тех же персонажей и с той же смещенной психикой. Но там наши эпизоды как-то не покатили, и я понял, что только Гайдай, создавший нашу троицу, мог нас задействовать правильно. У него все было продумано. Леонид Иович скрупулезно распределял фразы. Например, долго думал, кто бы в фильме «Приключения Шурика», когда идет торг с завскладом, мог выпалить «Операция Ы!» И решил, что только Балбес способен сказать такую дурость.

- А откуда вообще взялась в названии фильма эта самая буква «Ы»?

- А я сейчас расскажу, - оживился Никулин. – Странно, что мне никто не задавал такого вопроса. Это идет от наших старых советских детективных фильмов, которые, в основном, были про шпионов. И назывались они, как правило, «Операция «Омега», «Операция «Икс», «Операция «Зет». А поскольку наш фильм был подобием пародии, то и букву для названия выбрали самую нелепую.

Страсти по бревну

У клоунского дуэта Никулин-Шуйдин была реприза, в которой их двоих пьянчуг приглашают сниматься в роли работяг, такскающих бревно. Они ходят с этой тяжестью несколько дублей подряд: то кинокамера барахлит, то режиссеру не нравится мизансцена, то лица у «рабочих», по мнению постановщика недостаточно жизнерадостные и в конце концов оба изможденные, они почти ползком передвигают эту бандуру. Очень смешная сценка, зрители угорали со смеху.

Однажды за кулисы заявился один ветеран, ярый борец за идею и потребовал у администрации запретить эту репризу.

- Но почему, смешная же сценка, недоумевает цирковное начальство.

Нет. Это вредные антипартийные посмешилки.

Да что тут такого. Два клоуна таскают бревно

Да!? А вы вспомните! Что у нас на субботнике товарищ Ленин таскал?!

Гайдай уговаривал сниматься

В «Кавказской пленнице» я тоже не хотел играть, сюжет показался мне каким-то глупым. Мне Гайдай показал сценарий, я говорю, что это примитивно, ну где здесь юмор? Отказался от роли. Меня не могли заставить сниматься, потому что я был артистом цирка. Вызывает меня секретарь парторганизации «Мосфильма», а я ему говорю: «Я не из вашего парткома, не имеете права заставлять. У меня в цирке свои коммунисты!» Гайдай хлопает меня по плечу: «Ну чего ты, комедия будет легкая. Начнем снимать, придумаем еще чего-нибудь».

А как он сказал «придумаем», тут уж я тоже стал фантазировать. Могу сказать, что первоначальный сценарий круто отличался от того, что получилось в конечном счете. Например, в фильме из моих уст звучит такая абакадабра «Бамбарбия, киргуду! Шутка!

В сценарии этого не было, это по ходу съемок, когда снимали сцену, где мы втроем Трус, Бувалый и Балбес - притворяемся кунаками, режиссер велел нам лопотать «по-кавказски». Ну я и ляпнул первое, что подвернулось! А у Моргунова звучало что-то типа «Ватарды, курзал». А курзал – это всего-навсего сокращенно от курортный зал.

Гертруда

Юрию Никулину присвоили звание Героя Социалистического труда и вручили Золотую Звезду. Награжденный звонит сыну:

- Максим, отцу-то Героя Соцтруда дали. - Ну что ж, - говорит сын, - В семье не без Героя...