Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды17 декабря 2013 22:00

Юрий Никулин сосватал Рязанову Деточкина

«Мне не понравился герой, он получился какой-то полудурочный – страховой агент, непонятно, из-за чего стал машины угонять»
Юрий Никулин должен был сниматься в роли Юрия Деточкина.

Юрий Никулин должен был сниматься в роли Юрия Деточкина.

18 декабря 2013 исполняется 92 года со дня рождения Юрия Никулина. Но у меня есть «свой Никулин», и сегодня я вспоминаю несколько моментов из наших встреч и байки, услышанные из уст его самого.

Еще вы пробовались на роль Деточкина в «Берегись автомобиля».

Да, и Рязанов меня сразу утвердил. Дело в том, что сюжет этого фильма подсказал ему я.

Будучи на гастролях в Магнитогорске, я услышал от артистов местного цирка историю об одном нашумевшем судебном процессе.

Дело было так. Работал на продуктовой базе шофером один товарищ. А руководство базы сбывало ценные продукты налево. Ну шофер тот стал выступать против начальства. Но он-то один был, а там все одной веревочкой повязаны, даже прокурор города. Решили избавиться от неугодного правдолюбца. Подкинули ему левый груз и засадили на пять лет.

Отсидел он, вышел и решил мстить. Но своим оригинальным способом: додумался угонять машины своих обидчиков – такой вот новоявленный Робин Гуд. Создал что-то вроде фирмы. Официально он на заводе работал слесарем, а в своей фирме был директором. Сам себе назначил зарплату, которую выплачивал из денег, вырученных от продажи угнанных «Волг». Он брал отгул и гонял машины сбывать в Прибалтику или в Среднюю Азию. Платил себе суточные по 7.50 как положено в то время. А все остальное перечислял в детские дома. Но на тринадцатой (!) машине попался.

Судят, значит, его. Он отказался от адвоката, мол сам буду себя защищать. В зал народу набилось – процесс-то шумный! А в первом ряду в качестве потерпевших лиц сидят те, у кого он «тачки» угонял. Стало быть, он заговорил и стал этих жуликов обличать. Тут шум поднялся. Народ стал требовать - да не его сажать надо, а этих! Одним словом – «Свободу Юрию Деточкину!»

Рассказал я эту историю Рязанову, а он: слушай, это же готовый фильм! Написали они с Брагинским сценарий специально для меня: не случайно Деточкина Юрой зовут. Прочитал я его, но он мне не понравился: герой получился какой-то полудурочный – страховой агент, непонятно, из-за чего стал машины угонять. Тот, реальный Деточкин, все же отсидел, какой-то резон был в его действиях.

И я отказался от роли. Зато в подготовительный съемочный период научился водить машину. Помню, на втором занятии я наехал дворнику на деревянную лопату (он снег убирал). Уж он разорялся, матюгами нас крыл, пока ему на бутылку не дали.!

* * *

Мастер комедийного жанра, Юрий Никулин показал себя и как драматический актер.

Он отмечал, что высшее достижение комедии – это заставить людей одновременно плакать и смеяться. Поэтому самым любимым его артистом был Чарли Чаплин. «Больше двадцати раз я смотрел «Огни большого города», рассказывал Никулин, и каждый раз, когда маленький нищий человек говорил цветочнице. «Теперь вы видите? – я вытирал слезы.

Я вспомнил эти слова в день кончины Юрия Владимировича, когда на Российском ТВ в честь этого скорбного события изменили программу и показали фильм «Когда деревья были большими с его участием. Там Юрий Никулин впервые сломал представление о себе как о чисто комедийном артисте, заставив зрителей одновременно смеяться до слез и плакать с улыбкой на лице… И в сцене, где героиня Инны Гулая спрашивает персонажа Никулина: «Вы мой папа?», тут уже я не могу остановить капающих из глаз эмоций.

Хочу также отметить, что ЮН ушел в день рождения моей матушки. Даже возникла дилемма: радоваться в этот день празднику родного человека или скорбеть по поводу ушедшего товарища. Полагаю, все же считать этот день как радостный повод чтобы вспомнить о любимом клоуне, который не принял бы, если бы в этот день о нем скорбели и тосковали. Все же ЮН – веселый персонаж нашей жизни.

Что еще можно добавить? Никулин жил в атмосфере всеобщего обожания. Счастье ли это? Как-то его спросили, счастлив ли он? На это он ответил в свойственной ему манере – начал серьезно, но в конце не смог удержаться от шалости.