За эту роль актера номинировали на «Золотой глобус». Так и до третьего «Оскара» недалеко.
Сюжет незамысловат - небедный мужчина путешествует на роскошной яхте в теплых водах Индийского океана и считает себя властелином мира. Но идиллическая картина меняется, когда ряд случайностей приводит его на край гибели. Кто победит - природа или человек?
- Для чего вы согласились играть в фильме, где вы - единственное действующее лицо, не считая акул?
- Я был рад возможности сняться в картине, где можно было играть так, чтобы зритель оказывался вплотную рядом с тобой. Когда я прочитал сценарий, я про себя подумал, что или этот парень Джей-Си (Шандор - режиссер фильма. - Ред.) - сумасшедший, или из этого что-то получится.
Мы встретились в Нью-Йорке, и после 10 минут беседы я ему сказал: «Давай работать, будем это снимать». Это было нагло и прямо, мне это понравилось. Фильм обошелся всего в 9 миллионов. Там не было диалогов, меня это тоже заинтриговало. Не было много спецэффектов, не было 3D. Но получился экшен, напряжение.
- Фильм, по сути, об отчаянии. Вы действительно испытывали это чувство на съемках?
- То, что Джей-Си воссоздал на площадке, было настолько реальным, что я действительно чувствовал то же, что и мой персонаж. Даже если мы снимали в гигантских резервуарах с водяными и воздушными пушками, построенными Кэмероном под его «Титаник», там были настоящие дождь, ветер, волны и шторм. Как в открытом море. И по лицу видно, с каким напряжением ты ждешь эти волны, которые тебя лупят. Это был очень чистый эксперимент, что позволило мне кожей ощутить, как это плохо, когда «все пропало».
- А вы сами на яхтах ходите, опыт был?
- Теперь-то конечно (смеется). Я с молодости имел представление о пребывании на воде и водных дисциплинах. Еще подростком я плавал и участвовал в соревнованиях. Много сплавлялся на рафтах и лодках по реке. И под парусом доводилось ходить, но сам никогда у руля не стоял.
- Насколько вы были физически готовы к такому испытанию? В ваши-то 77 лет?
- Я сразу сказал Джей-Си, что сделаю все что смогу. Но я уже в годах... К счастью, сценарий был детально продуман, Джей-Си рассчитал и мои силы. Он меня заверил, что на все опасные трюки он предусмотрел дублеров. Но я ответил, что сам буду делать все что смогу.
В этой работе и был вызов, нам было интересно вместе реализовывать смелый замысел. И передать ощущение смертности и обреченности человека в океане можно было, только пройдя через все это. В отсутствие диалогов физические действия персонажа и были главным инструментом передачи зрителю настроения, отчаяния, радости, надежды и т. д. Все были к концу съемок истощены, устали быть постоянно мокрыми, холодными, в соленой воде. Для меня это длилось 2,5 месяца, для съемочной группы - все шесть. По моему лицу в финальных сценах понятно, что я на грани, на физическом пределе своих возможностей. Так и было.
- Но вы не первый раз воплощаете на экране одиночку, который в борьбе с обстоятельствами раскрывает свой характер. «Джеремия Джонсон», например.
- Только Джеремия проходит через лишения на земле. Он теряет семью, против него животные, индейцы, холод. И встает вопрос: зачем все это продолжать? Но он идет вперед просто потому, что еще может. И в фильме «Не угаснет надежда» такое также присутствует. Другие бы бросили бороться, решив, что для них это слишком большой груз. Но этот человек сражается до конца, потому что другого ему не дано. Это и есть идея. И она мне нравится.
- Ну а когда акулы вокруг кидаются на вашего героя - это тоже вы, не дублер?
- С акулами я не плавал, но это был живой человек, сумасшедший профи. Спина на фоне акул моя, рыбу ловил я. Но когда они реально кружат водоворотом, тот человек - ненормальный - держал в руках рыбину и лез к ним в воду с плота.
- А с вами лично в жизни приключалось подобное, когда, казалось, все - конец?
- Бывали случаи. Мы с женой как-то летели на маленьком двухмоторном реактивном самолетике из Мексики в Калифорнию. В десять вечера вдруг оба мотора отрубаются. На девять минут! Отказало все: электричество, звук, свет. У вас достаточно времени, чтобы поразмыслить о том, как все для вас закончится... Мы потеряли высоту с 4000 метров до тысячи. Потом, когда отпустило, была даже мысль, а не снять ли кино об этом, но забылась.
5 лучших фильмов Редфорда:
✔ «Буч Кэссиди и Сенденс Кид»
✔ «Афера»
✔ «Три дня кондора»
✔ «Вся президентская рать»
✔ «Непристойное предложение»