Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Общество5 февраля 2014 13:50

Стрелок из 10-го «А»: подросток с нормальной психикой не может стать убийцей

Самым громким ЧП недели стала стрельба в московской школе № 263. Мы задали нашим экспертам 5 наивных вопросов об этой трагедии
Сергей был обычным школьником - отличник, спортсмен. Немного увлекался компьютерными играми. Все как у всех…

Сергей был обычным школьником - отличник, спортсмен. Немного увлекался компьютерными играми. Все как у всех…

1. Что случилось?

15-летний Сергей Гордеев, отличник и спортсмен, в понедельник явился в родную школу с карабином и винтовкой. Прошел в класс, где в этот момент шел урок биологии. Дважды выстрелил в учителя Андрея Кириллова. И взял в заложники одноклассников. Когда подоспел вызванный охранником школы наряд полиции, Гордеев застрелил зашедшего в здание первым старшего сержанта Сергея Бушуева. Тяжело ранил еще одного полицейского. Вызванный отец стрелка сначала уговорил сына выпустить одноклассников. А потом бросился на Сергея и скрутил его. К тому моменту здание было окружено бойцами СОБРа, имевшими разрешение стрелять на поражение. В составе отряда имелись и снайперы.

2. Откуда подросток достал оружие?

Отец Сергея Гордеева - заядлый охотник. Оружие - 11-зарядный полуавтоматический карабин Browning 22-го калибра и финская винтовка фирмы Tikka со снайперским прицелом - хранилось у него в домашнем сейфе. Но подросток знал, где лежат ключи. А живут Гордеевы по соседству со школой, так что принести арсенал с собой для подростка не составило труда.

3. Почему охранник школы, мимо которого прошел ученик с оружием, не остановил его? Почему допустил подростка в класс, где он смог взять в заложники 20 человек?

- Охранник все делал правильно, - утверждает генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров. - Даже американскому полицейскому, который охраняет банк, рекомендуют после того, как на него наставили пистолет, не оказывать сопротивления. Потому что оно бессмысленное и приводит к еще большим жертвам. Охранник школы сделал все, что мог в данной ситуации, вызвал по тревожной кнопке наряд полиции.

А вот полицейские, кстати, на мой взгляд, были не совсем готовы. Мне искренне жаль погибшего старшего сержанта. Он и его напарник искренне хотели что-то сделать. Но им пришлось действовать на свой страх и риск. Обучены они ведь другому - обезвреживать в открытом бою преступника. А здесь был запершийся подросток...

Полицейские не знали, что им делать. А надо было сразу вызывать спецназ, который занимается освобождением заложников. Начались бы переговоры, причем проводили бы их профессиональные переговорщики. Но все, включая сотрудников школы, растерялись...

У убитого учителя Андрея Кириллова (слева) остался четырехлетний сын. У погибшего полицейского - двухлетняя дочь.

У убитого учителя Андрея Кириллова (слева) остался четырехлетний сын. У погибшего полицейского - двухлетняя дочь.

4. Так, может, охрану школ нужно вооружить?

- Это глупость, - продолжает генерал-майор. - Представьте, что могло случиться, будь у охранника пистолет. Зная, что чоповец вооружен, злоумышленник просто-напросто убил бы его и завладел бы еще и пистолетом.

- Но как охранники должны защитить учеников, школу?

- Это невозможно! ЧОП - только для внешней охраны. Его задача - не пропустить на территорию школы постороннего и при опасной ситуации нажать тревожную кнопку, принять меры к вызову специалистов. Это все!

И даже если поставить пушки рядом со школой - это не защитит. На мой взгляд, первая задача, которая сегодня актуальна, - это ввести в школах не просто психологов, а психологов со специальным образованием. Обычный психолог рассматривает конфликты в общественных группах, но он никогда не выявит потенциального преступника или, скажем, склонного к агрессии. Потому что такими знаниями не располагает. Нужен психолог со специальным образованием, знающий азы судебной медицины, психиатрии, фактически агент, который сможет войти в доверие к детям, знать, какую литературу они читают, кто из них думает о смерти и так далее. Если мы хотим, чтобы в школах был порядок, мы должны знать, что в них творится!

5. Как получилось, что отличник, тихий, спокойный парень взял оружие и пошел убивать?

Достоверно на этот вопрос может ответить только следствие. Подростку предстоит экспертиза в Институте психиатрии им. Сербского. Сейчас рановато делать выводы. Мы можем только предполагать, почему так случилось.

Во-первых, нельзя исключать случай психического расстройства.

- Недовольство учителем, конфликт с ним, возможно, с родителем из-за оценок, увлеченность компьютерными играми-стрелялками - все эти факторы действительно могут добавить ребенку переживаний, - считает школьный психолог Татьяна Малютина. - Но они не могут стать первопричиной такого поведения, не могут сделать подростка убийцей. При условии, что у него нормальная психика.

Во-вторых, одноклассники Сергея говорили, что учеба на пятерки давалась ему нелегко - приходилось зубрить. А убитый учитель не поставил ему высший балл - вот парень и слетел с катушек.

- Однажды я проводила тестирование на успешность среди 10-11-х классов, - вспоминает случай из своей практики Малютина. - Один мальчик сдал очень хорошо. И я, чтобы его подбодрить, сказала: «Ты молодец! Ты третий из всей параллели - беги обрадуй родителей». А мальчик мне на это ответил: «Плохо. Я не смогу признаться родителям - для них это будет удар. Они хотят, чтобы я во всем был первым».

Родителей Гордеева уже поздно вечером увезли сотрудники полиции - очевидно, на допрос.

Родителей Гордеева уже поздно вечером увезли сотрудники полиции - очевидно, на допрос.

Иногда такое давление на ребенка - «Ты должен быть лучшим!» - становится чрезмерным. Признаки такого можно заметить и в ситуации с Сергеем Гордеевым. Ребята из секции самбо, где он занимался, рассказывали, что парня с тренировок обязательно забирали родители или дед - и это в 15 лет. Возможно, это говорит о том, что мальчишку жестко и авторитарно контролировали.

Почему родители требуют так много от своих детей? Психолог приводит ряд причин:

- потому что видят в этом второй шанс для себя: «Я не смог, мой сын обязательно сможет!»;

- потому что не признают право ребенка быть другим, иметь собственные интересы: «Зачем тебе это рисование! Лучше учи второй язык - без него сейчас никуда!»;

- потому что у родителей, может быть, и в силу их личного опыта, извращенное представление о помощи. Они часто думают, что, заставляя, помогают отпрыску: «Нельзя пропускать тренировки! Привыкай к дисциплине».

Но как тогда быть родителям учеников? Не заставлять учиться? Так любой подросток тут же забьет на учебу - их в этом возрасте больше первая любовь интересует, чем занятия.

- На школьные отметки нужно реагировать адекватно, - объясняет клинический психолог Дарья Логинова. - Не нужно «Какая тройка?! Ты что, глупый!!!» Если наследник получает плохие отметки, аккуратно выясните, почему. Он не понимает изложенный материал? Не успевает делать задания из-за слишком большой нагрузки? Как ему можно помочь? Нанять репетитора, самой посидеть лишний часок над «домашкой»? В конце концов прочитать ему «Евгения Онегина» вслух, пока он будет оформлять доклад по биологии да или просто валяться на диване...

Если сами не можете выяснить, как помочь чаду, проконсультируйтесь со школьным психологом.

Не требуйте, чтобы школьник был успешен во всем, - это невозможно. Пусть тратит основные силы на то, что интересно. Остальным занимается для расширения кругозора. Помните, что дети имеют право на ошибку. Даже если эта ошибка выльется в двойку за контрольную...

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Бывший телохранитель звезд Михаил ШЕРМАТ: В охрану нужно брать профессионалов

Михаил Эдуардович Шермат - тренер по боксу, каскадер. Работал телохранителем в Театре Аллы Пугачевой. С эстрадными исполнителями Николаем Расторгуевым, Владимиром Пресняковым-мл. Сейчас руководит спортивной школой. И возмущен ситуацией с уровнем охраны общеобразовательных школ.

- Я считаю, что охранник школы должен был остановить вооруженного профессионала, - уверен Шермат. - За что он получает зарплату? Проблема организации нормальной системы безопасности, в том числе и школах, назрела давно. Кто сейчас работает в охране? Пенсионеры-силовики, просто пенсионеры, а если молодые ребята - то, как правило, без образования, без специальных знаний. В итоге эти охранники не то что спортом не занимаются, подтянуться не могут! Профессионально они разве что кроссворды разгадывать умеют. Ну и тревожную кнопку нажать - но для этого никаких особых знаний не надо, это может сделать каждый гражданин.

Надо менять всю систему. Нормально обучать охранников, чтобы они умели действовать в экстремальной ситуации. Профессионал обезумевшего школьника переиграл бы психически! Одним своим видом обученный человек может внушить страх преступнику и заставить его бросить оружие.

Сейчас встал вопрос о вооружении ЧОПов. Это правильно. Но перед тем как вооружать, ребят надо подготовить.

КОМПЕТЕНТНО

«Пока школы охраняют дедульки, металлоискатели не помогут»

- Нужно в корне изменить отношение к охране школьных и дошкольных учреждений, - считает ветеран антитеррористической группы «Альфа», подполковник ФСБ в отставке Алексей Филатов. - Почему на входе в Госдуму стоят бравые молодцы в бронежилетах, с автоматами, металлоискателями и даже рентгеновским оборудованием, а школьников охраняют дедульки из глубинки? Приезжают и за тысячу рублей в стуки сидят на вахте без отдыха по две-три недели. Я, как отец пятерых детей, этого не могу понять.

Так охранять школы, как это делают последние пять лет, нельзя. Бюджет, конечно, взял на себя все расходы. Но в итоге ни родительский комитет, ни директор учебного заведения не могут влиять на выбор охранного предприятия.

В итоге получается: дедушка в форме провожает убийцу в класс, потом нажимает кнопку — и он герой.

ЧОПы должны бороться за право работать в школах! Чтобы за безопасностью учеников следили не швейцары, не денщики — как сейчас, а настоящие охранники. И им уже выдавать электрошокеры, дубинки или пистолеты — исходя из реальных потребностей. Школы бывают разные, зависят от контингента учащихся и родителей. Я знаю десятки случаев, когда дети на уроки проносили пневматическое и даже травматическое оружие: похвастаться. В такие места реально нужно ставить рамку металлоискателя.

Раскошелиться, заплатить за настоящего охранника. Но и спрашивать с него не так, как с беззащитного деда.

Записала Александра КУЧУК

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Школьного стрелка с занятий забирала бабушка, а из-за оценки он мог заплакать прямо в классе

Из квартиры Сергея Гордеева следователи вынесли еще два ружья и компьютер.

Басманный суд арестовал школьного стрелка. Как минимум ближайшие 2 месяца 15-летний ученик 10-го класса 263-й столичной школы Сергей Гордеев проведет под арестом, пока будет идти следствие. Гордеев, напомним, в понедельник прямо в здании школы убил из винтовки учителя и полицейского. (читайте далее)