Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Происшествия6 апреля 2014 22:00

Хроника: Как исчезал самолет-призрак

«Комсомолка» попыталась восстановить ход событий, которые привели к исчезновению малайзийского «Боинга»

Почти месяц «Комсомолка» следит за драматической историей поисков пропавшего малайзийского «Боинга», на борту которого находились 239 человек. Наши эксперты обсуждали и оценивали всевозможные версии. Ни одна из них не может исчерпывающим образом объяснить все, что произошло. Тем не менее мы сумели просеять множество фактов и понять, какие из них достоверны и имеют ключевое значение. На их основе попробуем выстроить реконструкцию событий.

8 марта. 0 часов 31 минута (время местное)

Аэропорт Куала-Лумпур

Пилоты «Боинга-777-200» готовятся к вылету. Экипаж состоит из капитана судна, опытнейшего 53-летнего Захари Ахмад Шаха (18 500 часов налета), и 27-летнего второго пилота Фарика Хамида (2700 часов налета), который окончил летную школу на малайзийском курортном острове Палау Лангкиви (обратите внимание на это обстоятельство). За 10 минут до вылета на мобильный телефон капитана Захари поступает входящий звонок. Разговор длится две минуты. Личность звонившего и содержание разговора не удалось установить, полиция выяснила, что сим-карта была приобретена женщиной, которая предоставила поддельное удостоверение личности. Это дало повод спецслужбам подозревать Захари Ахмад Шаха в связях с преступниками. Однако тотальная проверка не выявила его связей с террористами и радикалами. Он был скорее большим ребенком и всю жизнь увлекался созданием радиоуправляемых моделей самолетов.

0 часов 41 минута

Аэропорт Куала-Лумпур

Лайнер взлетел и начал набор высоты, чтобы занять свой эшелон. Через 5 с лишним часов - в 6.30 по местному времени - рейс МН-370 должен был совершить посадку в Пекине. За это время самолету предстояло преодолеть расстояние в 3,5 тысячи километров. В баки было залито 4,91 тонны топлива (для сравнения, максимальная загрузка - 13,7 тонны). Этого количества хватит примерно на 7 часов полета и приблизительно на 5 тысяч километров. На борту самолета - 227 пассажиров. Среди них 2 иранских нелегальных мигранта, которые летели по украденным в Таиланде паспортам. Они собирались осесть у родственников в Европе. Еще 4 человека, имевшие на руках билеты, опоздали на рейс и остались на земле.

1 час 07 минут

Северо-восточное побережье Малайзии

Лайнер набрал крейсерскую высоту 10 600 метров. Стюардессы в салоне готовились подавать ужин пассажирам. Тем временем что-то уже пошло не так. Именно в этот момент на борту перестала работать адресно-отчетная система авиационной связи (ACARS), которая автоматически передает наземным службам информацию о параметрах полета.

1 час 19 минут

Южно-Китайское море

Последний сеанс связи экипажа «Боинга» с землей. Диспетчер Куала-Лумпура сообщил летчикам, что они покидают малайзийскую зону ответственности, попросил связаться с вьетнамской диспетчерской службой аэропорта Хошимина, которая дальше будет вести рейс МН-370, и пожелал спокойной ночи. Второй пилот Фарик Хамид ответил: «Спокойной ночи! Малайзия три, семь, ноль». В переводе с летного жаргона он таким образом подтвердил получение инструкций.

1 час 21 минута

Южно-Китайское море

В этот момент на борту отключился транспондер - устройство, которое используется для идентификации воздушного судна. Но пилоты, похоже, еще не подозревают о ЧП на борту судна. Диспетчер, потерявший связь с бортом МН-370, попробовал установить контакт через другой лайнер, находившийся в непосредственной близости от «Боинга-777». Состоялся сеанс связи «пилот - пилот», и, несмотря на сильные помехи, экипаж МН-370 ответил, что на борту все в порядке.

1 час 30 минут

Южно-Китайское море в 230 км от побережья Вьетнама

Гражданские службы авиационного контроля потеряли «Боинг». С этого момента нештатная ситуация на борту лайнера развивается стремительно. Мы не знаем точно, что произошло. Но спецслужбы (в том числе ФБР и ЦРУ, привлеченные по инициативе Малайзии) исключают версии теракта и угона судна. Нет оснований у следователей подозревать в злом умысле и членов экипажа. Нам остается только моделировать дальнейшие события исходя из схожих нештатных ситуаций, с которыми мы уже сталкивались в истории авиации. Единственное бесследное исчезновение реактивного авиалайнера произошло в 1979 году. Это был тоже «Боинг», только серии 707. Самолет вылетел из Токио в Лос-Анджелес и спустя час пропал, при этом экипаж также не успел предупредить диспетчеров о нештатной ситуации. Обломков его не нашли до сих пор, а специалисты считают, что экипаж погубила медленная разгерметизация, из-за которой летчики потеряли сознание и разбились, когда двигатели выработали топливо.

2 часа 15 минут

Малаккский пролив

В этот момент военный радар ПВО Малайзии последний раз засек переставший отзываться «Боинг-777». К этому времени пассажиры уже знали, что на борту произошло очень серьезное ЧП. За те 45 минут, что лайнер вели военные, он совершал удивительные маневры. Во-первых, развернулся и начал двигаться в обратном направлении. Пилоты обязаны были сообщить пассажирам об изменении курса. Куда он летел? По курсу «Боинга» находился остров Палау Лангкиви - тот самый, где находилась летная школа Фарика Хамида. Местный аэродром был в состоянии принять огромный «Боинг». Логично предположить, что экипаж, стремясь совершить экстренную посадку, направился к ближайшему знакомому аэродрому. Затем лайнер покинул свой эшелон 10 600 метров и поднялся на предельную для себя высоту 13 700. А через некоторое время он спустился до 3600 метров. Такие маневры вызывают огромные перегрузки, и наверняка в салоне возникла настоящая паника. С какой целью это делал пилот? Если на борту возник пожар, то логично подняться как можно выше, где мало кислорода, способствующего горению, чтобы погасить пламя. Но в результате ЧП могла пострадать герметичность самолета. В этом случае необходимо срочно снижаться, чтобы восстановить давление и доступ кислорода в салон.

8 часов 11 минут

Южная часть Индийского океана

В этой точке спутник «Инмарсат» поймал сигналы, которые отправляла автономная система мониторинга работы двигателей, она функционировала, несмотря на отключение основных средств связи. Это позволило установить, что турбины работали еще почти шесть часов. Кроме того, есть данные, что оставшуюся часть пути самолет не менял курса и высоты - 3600 метров. Специалисты считают: эти шесть часов лайнером управлял автопилот. Что же стало фатальным обстоятельством для малайзийского «Боинга»? Пожара на борту уже не могло быть - ни один горящий самолет не продержался бы в воздухе так долго. Но задымление салона могло погубить экипаж и пассажиров, как это произошло с «Боингом» пилота Жилберту Да Силва в 1973 году.

Кликните для увеличения.

Кликните для увеличения.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Найдены новые следы?

Китайские летчики обнаружили некие фрагменты в районе предполагаемого крушения «Боинга».

Поисковые службы десятка стран продолжают искать таинственно пропавший лайнер. И вот очередной лучик надежды. На этот раз с китайского самолета удалось сфотографировать обломки белого цвета в прочесываемой зоне. Однако убедиться, имеют ли они отношение к малайзийскому «Боингу», пока не позволяет погода.

Чуть ранее недалеко от этого места был запеленгован сигнал на частоте 37,5 килогерц. Как раз на ней работают аварийные маяки «черных ящиков» самолетов. Однако позже выяснилось, что, скорее всего, сигнал подавали киты.

Эксперты отмечают, что на поиски самописцев у спасателей осталось всего несколько часов. Зарядки аккумуляторов «черных ящиков» хватает на 30 дней, а этот срок истекает уже 7 апреля.

Вместе с тем эксперты-океанографы из австралийского университета Curtin University уверены, что в ближайшие недели на западном побережье Австралии начнут появляться незатонувшие фрагменты авиалайнера. Такие выводы сделаны на основе изучения океанских течений и прогнозируемой розы ветров в апреле.

Эдуард ГУЩИН