Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
БАМ28 апреля 2014 16:30

«Золотая» стыковка состоялась в 1984 году, но стройка окончена только в 2003-м

История строительства магистрали: 1974 - 2003 годы
Максим БРУСНЕВ
Визитная карточка БАМа в п. Звездный. Здесь пройдет БАМ. 1974 г.

Визитная карточка БАМа в п. Звездный. Здесь пройдет БАМ. 1974 г.

Настоящее «воскрешение» идеи, родившейся в конце XIX века, случилось только в 1974 году, когда на БАМе широким фронтом развернулись строительные работы. Теперь, основными «двигателями» стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. Брежневская эпоха строительства дороги ознаменовалась мощным потоком средств и техники, БАМ стал «путевкой в жизнь» и «испытанием характера» для многих молодых людей буквально со всех концов СССР.

В июле 1974 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве БАМа. Создана постоянно действующая комиссия Совета Министров СССР по строительству и освоению БАМ. Для осуществления его создали мощную строительную организацию - ГлавБАМстрой. Работы развернулись сразу на всем протяжении трассы. На XVII съезде ВЛКСМ Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели «свои» объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – Таджикистан, Алонку – Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.

Строительство БАМ проходило в исключительно суровых природно-климатических условиях, через районы вечной мерзлоты, глубина которой от 1-3 метров до сотен метров, высокой сейсмичности, магистраль пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов. При строительстве БАМа применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях.

К 1980 году организуется Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением управления дороги в г. Тында. В состав Байкало-Амурской дороги вошли линия Бамовская - Тында - Беркакит, участок Известковая - Ургал - Чегдомын и находящийся вовременной эксплуатации участок Березовка (Дуки) - Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной дороги; участки Усть-Кут (Лена) - Северобайкальск, Ургал – Березовка (Дуки). На Байкало-Амурской дороге созданы три отделения - Ургальское, Тындинское, Северобайкальское.

29 сентября 1984 г. состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта в Каларском район Читинской области. Встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября состоялась укладка «золотых» звеньев БАМ на станции Куанда - Каларский район Читинской области.

В 1989 г. был подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ. С этого момента вся магистраль передана железнодорожникам - МПС СССР.

Но и после укладки «Золотого звена» БАМ еще не мог считаться полностью законченной. Еще не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу, крутизна подъемов на котором достигала 40‰, что означало перепад высот в 4 метра на каждые 100 метров пути. По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, потому со стороны Северобайкальска они доходили до станции Ангаракан, а со стороны Тынды - до станции Окусикан. Примерно 20-километровый участок между этих станций пассажиров везли на на автомобилях-вахтовках по грунтовой дороге.

Северомуйский тоннель.

Северомуйский тоннель.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км, и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост. Главная особенность нового обхода - крутизна подъемов не более 18%. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений.

Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может считаться 5 декабря 2003 г., когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю.